Заявления и обращения делегации ПМР в ОКК
...........................................
В Объединенную
Контрольную Комиссию

Заявление

О заявлении молдавской делегации в Объединенной Контрольной Комиссии
от 14 января 2010 года № ОК - 079


           Приднестровская делегация в Объединенной Контрольной Комиссии, ознакомившись с заявлением делегации Республики Молдова от 14 января 2010 года № ОК – 079, полагает необходимым сделать следующее заявление.
           Документ, распространенный молдавскими коллегами, к большому сожалению, лишний раз подтверждает стремление именно молдавской стороны, а, отнюдь не приднестровской, всемерно политизировать имеющую место ситуацию, представить существующую миротворческую операцию на Днестре малоэффективной и, в связи с этим, нуждающейся в трансформации в иной формат, который бы позволил Молдове без каких-либо помех проводить исключительно свою политику относительно процессов приднестровского урегулирования.
            Прежде всего, следует иметь в виду, что приднестровская делегация 17 декабря 2009 года, как следует из указанных адресатов, обратилась не в Объединенную Контрольную Комиссию, как орган миротворческой операции, но к руководителям составляющих ее делегаций, являющихся сотрудниками дипломатических миссий, представленных в Республике Молдова. А именно, – Обращение адресовано Сопредседателю Объединенной Контрольной Комиссии от Российской Федерации С.А. Горлову, Представителю Украины в Объединенной Контрольной Комиссии И.И. Табурец, Представителю ОБСЕ в Объединенной Контрольной Комиссии Й.С. Тотевски и, конечно, Сопредседателю Объединенной Контрольной Комиссии от Республики Молдова И.С. Солоненко. Цель обращения указана прямо – «Присоединяясь к призывам всех участников миротворческого процесса об укреплении мер доверия между конфликтующими сторонами,  –  просим Вашего содействия в разрешении сложившейся ситуации». Не секрет, что такое содействие возможно только в качестве соответствующего информирования своего руководства.
            Кстати, с большим удовлетворением следует отметить, что все адресаты с полным пониманием отнеслись к просьбе приднестровской делегации. Озабоченности приднестровского народа по поднятой в обращении проблеме были доведены до соответственных руководителей дипломатических миссий и государственных органов, что, несомненно, возымело определенный положительный результат.
            Заместитель премьер-министра Республики Молдова В. Осипов отнесся достаточно критично к изложенным в обращении фактам, но, при этом, он сообщил, что в рамках мер по укреплению доверия между двумя берегами Днестра молдавские власти решили облегчить прохождение молдавско-украинской границы для приднестровцев, обладающих паспортами Российской Федерации и Украины, постоянно проживающих в Приднестровье, в период зимних праздников – до 18 января 2010 года. Конечно, это всего лишь полумера, но это, пусть маленький, однако вполне реальный шаг к нормализации отношений. К сожалению, на сегодняшний день он пока не имеет продолжения.
            В этой связи вызывает удивление бурная реакция делегации Молдовы в Объединенной Контрольной Комиссии по этому поводу. И по этой причине приднестровская делегация считает необходимым сделать некоторые комментарии.

            К подобному, столь сильно взволновавшему молдавских коллег, обращению в адрес руководителей делегаций и представительств в Объединенной Контрольной Комиссии приднестровскую делегацию побудила поступившая от Уполномоченного по правам человека в Приднестровье информация о жалобах приднестровских жителей на действия вполне определенных структур Республики Молдова. Кстати, аналогичная информация Уполномоченным по правам человека была предоставлена в Министерство Иностранных дел Приднестровья, где получила соответствующее развитие.
            В частности, Министерством иностранных дел были подготовлены и направлены в адрес Посольства Российской Федерации в Республике Молдова, Посольства Украины в Республике Молдова, Посольства Соединенных Штатов Америки в Республике Молдова, Миссии ОБСЕ в Молдове, Специального представителя Европейского Союза по Молдове письма с изложением проблем, связанных с пребыванием граждан Приднестровья на территории Молдовы, а также предложений по урегулированию создавшейся ситуации.
            Приднестровская делегация вовсе не предполагала и не предполагает в настоящее время необходимости обсуждения этого вопроса в Объединенной Контрольной Комиссии.
            По нашему мнению, несмотря на то, что подобное обсуждение прямо находится в плоскости отношений, регулируемых Соглашением «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21 июля 1992 года, но, тем не менее, не может быть прерогативой Объединенной Контрольной Комиссии, поскольку относится к компетенции Сторон.
            То есть, приднестровская сторона ни в коем случае не собиралась отвлекать Объединенную Контрольную Комиссию, как это подчеркивают заявители, от, якобы,  реально существующих проблем в Зоне Безопасности, в том числе, связанных со свободным передвижением людей, товаров и услуг.
            В то же время, как бы парадоксально это ни выглядело, но именно молдавская делегация, распространив свое Заявление от 14 января 2010 года с указанием, в отличие от делегации Приднестровья, адреса – «В Объединенную Контрольную Комиссию», – фактически навязывает дискуссию по столь спорному вопросу в Объединенной Контрольной Комиссии, отвлекая тем самым от действительно реально существующих в Зоне Безопасности проблем.
            Например, от таких, как:
-  наличие, помимо предусмотренной Соглашением 1992 года ООСГ, комиссариата полиции и иных полицейских формирований и формирований Министерства юстиции в городе Бендеры;
-  периодические попытки дестабилизации положения в микрорайоне Коржево города Дубоссары;
-   несанкционированный ввоз порядка 120 единиц стрелкового вооружения в комиссариат полиции в селе Устье;
-    ввоз молдавскими гражданами личного оружия в Зону Безопасности;
- не согласованные с соответствующими органами Приднестровья задержания приднестровских граждан и последующий их вывоз в Молдову;
-   демонстративный отказ от выполнения решений Объединенной Контрольной Комиссии о выставлении поста Совместных Миротворческих Сил на правой стороне плотины Дубоссарской ГЭС, то есть именно там, где по версии молдавской стороны в 2006 году из-за отсутствия контроля со стороны миротворцев «произошла гуманитарная катастрофа»;
-  невыполнение протокольного решения Объединенной Контрольной Комиссии  в ноябре 1992 года, когда батальон российских миротворцев, следовавший в микрорайон города Бендеры Варница к определенному ему месту дислокации на территории бывшего релейно-кабельного батальона, был остановлен вооруженным подразделение молдавского ОПОНа с угрозой применения оружия. Во избежание боя и исключения огневого контакта с неизбежными потерями, командир батальона российских миротворцев получил указание от командования отойти на исходные позиции. Таким образом, в практике работы Объединенной Контрольной Комиссии появился первый прецедент  невыполнения одной из сторон протокольного решения, под которым имелись подписи всех трех её Сопредседателей, и принятого на его основе приказа Объединенного Военного Командования. К сожалению, для  молдавской стороны  игнорирование принятых Объединенной Контрольной Комиссией решений  вошло в порочную практику;
-   и так далее.
В то же время, к сожалению, молдавская сторона в Объединенной Контрольной Комиссии в форме жесточайшего ультиматума увязывает снятие несанкционированного видеонаблюдения за российскими и приднестровскими миротворцами в здании военной комендатуры РФ в городе Бендеры с подключением телефона «02» к комиссариату полиции, против существования которого категорически выступает не только руководство города, но и абсолютное большинство его жителей. Разве это конструктивный подход, особенно в рамках укрепления доверия, о чем так часто и пафосно заявляется?
            Следует также обратить внимание Объединенной Контрольной Комиссии на то обстоятельство, что сильную отрицательную реакцию у молдавской делегации обычно вызывают любые упоминания о наличии и деятельности пограничных постов Приднестровья. При этом молдавской стороной даже делаются попытки не принимать к сведению доклады Объединенного Военного Командования об обстановке в Зоне Безопасности, если появляются сведения о попытках приднестровцев улучшить условия службы пограничникам. Такие действия объясняются угрозой миротворческой операции в связи с якобы усиливающейся не признаваемой никем пограничной компонентой на молдо-приднестровской административной границе.
            Подобное мнение не выдерживает никакой критики, поскольку пограничные посты между Приднестровьем и Молдовой признаны международным сообществом и их наличие, а также сокращение отнесено к компетенции Сторон, но никак не к компетенции Объединенной Контрольной Комиссии.
           В частности, Соглашением «О мерах доверия и развития контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем», подписанным 20 марта 1998 года в городе Одесса, установлено:
            «Руководство Республики Молдова и Приднестровья, именуемые далее Сторонами, исходя из положений, зафиксированных в Меморандуме об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем от 8 мая 1997 года, в заявлениях Президентов Российской Федерации и Украины, стремясь приблизить полномасштабное урегулирование конфликта, в целях создания благоприятной атмосферы для восстановления взаимопонимания, облегчения контактов между людьми, договорились безотлагательно осуществить следующие меры:

            Четвертое. Комиссии по координации и обеспечению переговорного процесса разработать в двухмесячный срок согласованные предложения относительно поэтапного сокращения числа установленных пограничных постов между Республикой Молдова и Приднестровьем и другие меры с целью создания благоприятного режима для перемещения людей, товаров и услуг».
           
Надо думать – не вина Объединенной Контрольной Комиссии, что это решение пока не выполнено.
            Кстати, следует обратить внимание и на то, что так рассердившее делегацию Республики Молдова обращение делегации Приднестровья к Сопредседателям и Представителям в Объединенной Контрольной Комиссии вполне правомерно в рамках как Московского Соглашения от 21 июля 1992 года, так и упомянутого Одесского Соглашения от 20 марта 1998 года, которым установлено в продолжение мер по урегулированию конфликта:
            «Десятое. Стороны подтверждают обязательство неуклонно соблюдать и непосредственно защищать права и свободы человека в соответствии с принципами и нормами международного права».
           
Как здесь не вспомнить еще раз цитату из критикуемого молдавскими коллегами нашего обращения – «Основываясь на нормах, закрепленных в статье 2 Всеобщей декларации прав человека и устанавливающих, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными этим документом и, при этом, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как либо иначе ограниченной в своем суверенитете, – вполне очевидно, что до разрешения конфликта весь набор документов, выдаваемых компетентными органами Приднестровья, правомерен на этой территории и однозначно должен быть признаваем в Республике Молдова».
            Но, мы вполне отдаем себе отчет, что решения по этим вопросам будут принимать СТОРОНЫ, что и предусмотрено названными Соглашениями.

            Таким образом, вызывает удивление то обстоятельство, что, как следует из молдавского Заявления в Объединенную Контрольную Комиссию от 14 января 2010 года № ОК-079, апелляция приднестровцев в обращении (не адресованном, кстати, в Объединенную Контрольную Комиссию) к буквальному смысловому контексту известного Соглашения «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21 июля 1992 года, со всеми запятыми, акцентами и ударениями, расставленными его авторами и подписантами –  вдруг оказалось «провокационным заявлением» приднестровской делегации, способным «ввести в заблуждение население, искусственно нагнетать обстановку и отрицательно влиять на эффективность работы Объединенной Контрольной Комиссии». 
            Иными словами, либо мы являемся свидетелями досадной ошибки, допущенной нашими молдавскими партнерами, либо заявление молдавской делегации от 14 января 2010 года № ОК-079 преследует вполне определенные цели, названные выше.
            На основании изложенного, в свою очередь, обращаемся к представителям Российской Федерации, Украины и Миссии ОБСЕ в Объединенной Контрольной Комиссии с просьбой дать объективную оценку ярко выраженному намерению делегации Республики Молдова при попытках достижения своих целей избирательно опираться на установления Соглашения от 21 июля 1992 года. Обращаем внимание всех участников миротворческого процесса на факт заявлений молдавской делегации в Объединенную Контрольную Комиссию, зачастую не основанных на нормативной правовой базе проводимой миротворческой операции. Заявляем об обеспокоенности, которую вызывает склонность молдавских коллег к решению спорных вопросов не на основе консенсуса, а на основе ультиматумов, нередко сопровождаемых открытой враждебностью, грубостью и демонстрацией явного или показного неуважения к своим оппонентам.
            Несомненно – это путь, ведущий в никуда.

Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья                                                                         О. Л. Беляков
 
 
Члены делегации
Объединенной Контрольной
Комиссии от Приднестровья                                                   О. А Гудымо      
                                                                                                                                                                                                                                                 
                                                                                                                  К. М. Калиненок
 
                                                                                                                   В. В. Вакарчук  
                                                                                                          
                                                                                                                   А. А. Малярчук
 
                                                                                                                   В. А. Изотов
Место постоянного проведения заседания Объединенной Контрольной Комиссии
Дворец культуры им. П.Ткаченко
г. Бендеры, ул Ленина, 32
...............................
Контакты
г. Тирасполь
ул. Пушкина, д. 18, каб.209


Телефон: /Факс: 0-533-62660

E-mail:
pisma@okk.gospmr.org
...............................
Официальный сайт Делегации представителей в Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровской Молдавской Республики
Создание сайта "Веб-студия Тира"