Заявления и обращения делегации ПМР в ОКК
...........................................
 
В Объединенную
Контрольную Комиссию


 
Заявление


делегации  Приднестровья в Объединенной Контрольной Комиссии
о недопустимости произвольного и некорректного толкования
норм действующих нормативно-правовых документов миротворческой операции, имевшего место в Заявлении ОК-097 от 21 июля 2010 года
делегации Республики Молдова. 




По поводу Заявления ОК-097 от 21 июля 2010 года делегации Республики Молдова в Объединенной Контрольной Комиссии – приднестровская делегация полагает необходимым сделать следующее заявление.
В названном документе делегации Республики Молдова сделан весьма тревожный акцент на внезапно возникшую у молдавской стороны озабоченность в связи с, якобы, участившимися случаями необоснованного и тенденциозного задержания сотрудников полиции Бендерского РКП на приднестровских погранично-таможенно-миграционных постах.
В частности, в заявлении подчеркивается, что перечисленные в документе, якобы, «задержанные» приднестровскими силовиками, сотрудники полиции Республики Молдова, все как один являются членами Объединенной оперативно-следственной группы, созданной в соответствии с решением Объединенной Контрольной Комиссии (Протокол № 61 от 09.02.1993 г.) во исполнение статьи 3 Соглашения «О принципах мирного урегулирования военного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21 июля 1992 года.
Молдавская сторона утверждает, что пострадавшие от, якобы, «незаконных» действий приднестровских пограничников сотрудники молдавских правоохранительных органов ввиду своих служебных обязанностей по поддержанию правопорядка в городе Бендеры постоянно вынуждены проезжать через многочисленные посты силовых структур Приднестровского региона Республики Молдова.
Следует заметить, что у приднестровской стороны совершенно справедливо вызывает недоумение безаппеляционные декларации молдавских коллег о том, что «несмотря на неоднократные обращения делегации Республики Молдова в ОКК по вопросу о незаконности указанных постов в Зоне Безопасности вопреки документов, регламентирующих миротворческую операцию в Приднестровском регионе РМ, наблюдаются негативные тенденции к задержанию и препятствованию свободному передвижению сотрудников полиции Республики Молдова по Зоне Безопасности».
Прежде всего, следует напомнить, что все посты приднестровских силовых структур в Зоне Безопасности были созданы отнюдь не в силу игнорирования Приднестровьем принципов Соглашения 1992 года и вовсе не в одностороннем порядке.  Посты были выставлены в ответ на начало Республикой Молдова полномасштабной экономической блокады Приднестровья, которая, в принципе, не должна была бы иметь места согласно статье 5 Соглашения 1992 года.
Более того, приднестровские посты выставлялись в ответ на появление молдавских полицейских и фискально-таможенных постов, как инструментов обеспечения этой самой блокады на линии разграничения Молдовы с Приднестровьем. При этом нельзя не заметить, что полицейские и фискально-таможенные посты Молдовы выставлялись, разумеется, без каких-либо решений Объединенной Контрольной Комиссии и не были предусмотрены никакими ранее достигнутыми договоренностями. 
Более того, в некоторых случаях, уже на протяжении многих лет, посты молдавской полиции буквально «висят» на приднестровских шлагбаумах, например, возле села Дороцкое, или при въезде в микрорайон города Бендеры – Варницу, или на пограничном посту, расположенном при выезде из города Бендеры в город Кишинев.  Функции этих молдавских постов совершенно не понятны, их наличие не поддается никакой логике, поскольку очевидно, что молдавские полицейские только демонстрируют свою форму проезжающим, ничего при этом не предпринимая в части предполагаемой служебной деятельности.
Впрочем, возможно, что их служебная деятельность далека от той, какую можно было бы предположить для сотрудников дорожной полиции, каковыми они являются, как нас пытались неоднократно уверить, выполняющих присущие полиции задачи на посту при въезде на территорию, находящуюся в конституционном поле Республики Молдова.
Следует заметить, что в последнем случае такой непонятный полицейский пост на Кишиневском направлении с номером 718, ко всему, благоустроен еще и несколькими вагончиками, установленными стационарно на бетонных фундаментах. Кстати, к этим стационарным вагончикам, установленным, надо полагать, на совершенно «законных» основаниях, доступ военным наблюдателям усилиями молдавской стороны закрыт наглухо.
Возникает закономерный вопрос – с какой целью вплотную, на расстоянии одного метра, к приднестровским пограничникам придвинут пост молдавской полиции, оснащенный несколькими стационарными вагончиками. При этом комплекс полицейских сооружений не выполняет никаких видимых функций и закрыт для контроля военных наблюдателей. Более того, по большому счету, вне какой бы то ни было логики, он размещен, не менее чем в двухстах пятидесяти метрах в сторону Приднестровья от молдавского полицейско-фискально-таможенного поста и в ста метрах за постом Совместных Миротворческих Сил в сторону города Бендеры, по сути – на территории Приднестровья.              Впрочем, этот вопрос уже давно приобрел более широкое толкование:
- С какой целью в городе Бендеры был сформирован и усиленно обозначает свою деятельность комиссариат полиции Республики Молдова, руководитель которого одновременно возглавляет молдавскую составляющую ООСГ? На заседании Объединенной Контрольной Комиссии 17 июня 2010 года этот руководитель доложил, что за 7 месяцев 2010 года сотрудниками Бендерского комиссариата полиции РМ раскрыто 28 преступлений, возбуждено 36 уголовных дел, пресечено 132 административных правонарушения и в доход Республики Молдова в виде штрафов взыскано 630 лей. Не составляет большого труда заметить, что эти показатели, в принципе, сопоставимы с показателями одного сотрудника УВД города Бендеры.
- Принципиальное значение приобретает также вопрос, – какое законодательство применяют молдавские правоохранители на территории города Бендеры, где действует юрисдикция Приднестровья, а законодательство Республики Молдова не действует?
- Справедливости ради следует отметить, что комиссар полиции в процессе доклада пояснил, что озвученные им показатели сформированы главным образом по результатам деятельности в селе Варница, а не непосредственно в городе Бендеры. В таком случае – почему комиссариат полиции Республики Молдова расположен в городе Бендеры, а не в селе Варница? А ведь всем, причастным к миротворческой операции в Приднестровье известно, что комиссариат полиции, наряду с наличием в городе пенитенциарных учреждений Министерства юстиции Молдовы, является беспрецедентным раздражающим и вызывающим у горожан реальную тревогу за свою безопасность фактором. Страшные события июня-июля 1992 года в памяти жителей города Бендеры в первую очередь связаны именно с этими учреждениями, сыгравшими ключевую роль в начале кровопролития.
В заключение своего ответа на эту часть заявления молдавской делегации полагаем необходимым напомнить оппонентам о том, что наличие приднестровских пограничных постов, как объективная реальность, подтверждено подписями руководителей самого высокого уровня Сторон, а также Премьер-министром Российской Федерации и Президентом Украины, в присутствии представителя Миссии ОБСЕ 20 марта 1998 года в городе Одессе, при подписании Соглашения «О мерах доверия и развития контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем».
Кстати, следует заметить, что наличие, а также возможность существования и функционирования, незаконно выставленных Молдовой для обеспечения задач запрещенной Соглашением 1992 года экономической блокады Приднестровья молдавских полицейско-фискально-таможенных постов  не подтверждено ни в одном совместно подписанном документе и никем из должностных лиц, причастных к миротворческой операции государств. 
Молдавским коллегам впору задуматься вообще о законности своих претензий, столь громко обозначенных в заявлении ОК-097 от 21 июля 2010 года.
Что касается «задержанных» приднестровскими пограничниками сотрудников полиции Республики Молдова, якобы являющихся членами Объединенной оперативно-следственной группы, созданной в соответствии с решением Объединенной Контрольной Комиссии (Протокол № 61 от 09.02.1993 г.), то приднестровская делегация в Объединенной Контрольной Комиссии заявляет следующее.
К большому сожалению, молдавская делегация сочла возможным весьма не корректно, без «излишней» дипломатической вежливости, необоснованно заявить, что «18 июля 2010 года в 13:15. на посту силовых структур Приднестровья при въезде в город Бендеры со стороны города Каушаны, так называемыми пограничниками был остановлен микроавтобус «Мерседес», следующий рейсом «Чадыр-Лунга – Тирасполь», в котором находилась старший инспектор ООСГ от РМ, старший лейтенант полиции Любовь Янак. При проверке документов, Л.Янак предъявила удостоверение сотрудника полиции, но сотрудники поста потребовали в обязательном порядке пройти регистрацию и запретили ей дальнейшее передвижение».
Во-первых, считаем необходимым обратить внимание молдавских коллег по Объединенной Контрольной Комиссии на то, что с 20 марта 1998 года пограничные посты Приднестровья для высшего руководства Республики Молдова являются, безусловно, нежелательными, но никак не «так называемыми». Нашим оппонентам стоит учитывать, что согласно подписанному Одесскому Соглашению 1998 года – это реально существующая данность для всех участников переговорного процесса, в том числе, и для Приднестровья, и для Молдовы, и для Российской Федерации, и для Украины, а также для Миссии ОБСЕ.
Подчеркиваем – речь идет не об «узаконивании» их существования, поскольку это прерогатива Сторон в переговорном процессе, а не предмет обсуждения на Объединенной Контрольной Комиссии – речь идет о констатации их наличия «между Республикой Молдова и Приднестровьем», как записано в Соглашении, а также о рассмотрении возможности их поэтапного сокращения, но, отнюдь, не ликвидации.
Полагаем, что молдавская делегация в Объединенной Контрольной Комиссии не уполномочена подвергать сомнению и ревизовать решения, под которыми стоит подпись Президента Республики Молдова. В связи с этим просим молдавскую делегацию в дальнейшем воздержаться в ходе работы Объединенной Контрольной Комиссии от подчеркнуто оскорбительного тона по отношению к Приднестровью и его органам, нашедшим отражение в документах переговорного процесса.
Во-вторых, имевший место довольно неприглядный инцидент с, якобы, задержанием офицера молдавской полиции начался с того, что по информации, полученной Объединенным Военным Командованием от оперативного дежурного молдавской полиции в городе Бендеры 18 июля 2010 года на погранично-таможенно-миграционном посту Приднестровья по, как указано в сообщении, непонятным причинам задержан сотрудник и член ООСГ старший лейтенант полиции ЯНАК Любовь Игоревна.
К сожалению, в Объединенном Военном Командовании, вот уж действительно по непонятным причинам, нет списка сотрудников молдавской полиции, входящих в состав оперативно-следственной группы, созданной в соответствии с решением Объединенной Контрольной Комиссии (Протокол № 61 от 09.02.1993 г.). Однако есть другие списки, предоставленные молдавской стороной, которые и были проверены для подтверждения принадлежности старшего лейтенанта полиции ЯНАК Л.И. к Объединенной оперативно-следственной группе.
Так, при изучении Списка на получение вкладышей на право ношения оружия сотрудниками оперативно - следственной группы от РМ г. Бендеры за исх. № 13/996 от 17.03.2010 года, представленной руководителем ОСГ РМ подполковником полиции ЛЕОНТЬЕВЫМ В.Н., установлено, что старший лейтенант полиции ЯНАК Любовь Игоревна в нем не значится.
При проверке списков личного состава ОСГ от РМ на получение вкладышей на право ношения оружия за предыдущие годы: с 2005 по 2009 годы,  установлено, что ее фамилия также отсутствует.
Каких-либо других списков сотрудников ОСГ от РМ, переданных в установленном порядке в Объединенное Военное Командование по состоянию на 18 июля 2010 года не существовало.
Именно по этой причине СВН МС ПР было принято решение считать нецелесообразным направление группы военных наблюдателей на пограничный пост в связи с тем, что сотрудница молдавской полиции, чья принадлежность к оперативно-следственной группе РМ не была подтверждена, отказалась проходить регистрацию на общих основаниях.
Для исключения подобных недоразумений в будущем приднестровской и молдавской сторонам следует незамедлительно представить в Объединенное Военное Командование списки сотрудников правоохранительных органов, входящих в Объединенную оперативно-следственную группу. Однако, если принимать во внимание заявления и устные декларации молдавских коллег в последнее время, в том числе и в случае со старшим лейтенантом полиции ЯНАК Л.И., то становится очевидной их демонстративная приверженность к другим приоритетам.
К сожалению, молдавская сторона на реальную транспарентность идти явно не желает, поскольку предоставление невнятных сведений о молдавской составляющей в ООСГ позволяет сотрудникам молдавской полиции практически беспрепятственно проникать в Зону Безопасности, особенно в район с повышенным режимом безопасности – в город Бендеры.
Более того, ранее, к сожалению, уже не однажды имели место случаи, когда под видом сотрудников ООСГ, имеющих право на ношение оружия в Зоне Безопасности, на молдавских постах, противостоящих приднестровским постам, на которых несут службу невооруженные пограничники Приднестровья, появлялись вооруженные полицейские Молдовы. Также под видом сотрудников ООСГ, не имеющие к ней ни малейшего отношения сотрудники молдавских спецслужб, неоднократно проникали на территорию Приднестровья для выполнения своих специфических задач, причем не только в Зону Безопасности.
Между тем, в последнем Заявлении молдавской стороны сделан безосновательный вывод о том, что именно «приднестровская сторона грубо нарушила требования пункта 3 Приложения №1 к «Инструкции деятельности военных наблюдателей в Зоне Безопасности Приднестровского региона РМ», утверждённой Протоколом ОКК № 700 от 20 мая 2010 года».
Но это не соответствует действительности, ибо в пункте 3 речь идет о выезде военных наблюдателей в обязательном порядке в четко оговоренном случае:
«3. При возникновении конфликтных ситуаций между сотрудниками правоохранительных органов сторон».
В возникшей же ситуации имело место непонимание между сотрудником полиции Молдовы и представителями пограничного отряда Приднестровья, которых, кстати сказать, молдавская сторона упорно не желает признавать органом, выполняющим правоохранительные функции. Да и не конфликт это был вовсе, ибо старший лейтенант полиции ЯНАК Любовь Игоревна не задерживалась, а лишь не была пропущена через пограничный пост без регистрации, предусмотренной для всех граждан, не проживающих постоянно в Приднестровье. Зарегистрировавшись, гражданка Янак Л.И. имела бы ничем не ограниченную возможность свободно продолжить свой путь. Вместо того Янак Л.И. и руководство молдавского миротворческого контингента предпочли в течение нескольких часов демонстративно, с максимально возможной гласностью и прозрачностью добиваться прибытия военных наблюдателей с целью документирования, якобы, незаконных действий приднестровских пограничников. 
Между тем, в данной ситуации, ставшей предметом Заявления молдавской делегации в Объединенной Контрольной Комиссии № ОК-097 от 21 июля 2010 года,   отказ должностного лица молдавской полиции, не состоящего в списках, представленных молдавской стороной в Объединенное Военное Командование по состоянию на 18 июля 2010 года, как сотрудника Объединенной оперативно-следственной группы, от следования в общем порядке через пункт пропуска на пограничном посту при въезде в Приднестровье, несомненно, является запланированной акцией.
В Заявлении молдавской делегации в Объединенной Контрольной Комиссии № ОК-097 от 21 июля 2010 года сделан тенденциозный и многое проясняющий вывод –  «приходится констатировать, что некоторые представители Приднестровского региона РМ в миротворческом процессе умышленно уклоняются от исполнения своих обязательств на основе ранее достигнутых договоренностей и нормативных документов, и тем самым способствуют обострению обстановки в районе с повышенным режимом безопасности, искусственно создавая напряженность в переговорном процессе».
Далее следует громкое и ничем не обоснованное обвинение в том, что «действия приднестровской стороны в Объединенной Контрольной Комиссии носят деструктивный характер и являются контрпродуктивными, поскольку таким образом игнорируется утвержденный в мае с.г. «Перечень ситуаций, при возникновении которых выезд группы военных наблюдателей осуществляется в обязательном порядке» и который неукоснительно должен соблюдаться и выполняться всеми сторонами миротворческого процесса».
К сожалению, нет никаких сомнений в том, что цель этой недостойной акции понятна до конца  настолько она прозрачна и транспарентна, но, вполне очевидно, также и то, что проведение ее находится за рамками интересов миротворческой операции на берегах Днестра.
В связи с изложенным, приднестровская делегация в Объединенной Контрольной Комиссии настаивает на незамедлительном приведении в строгое соответствие с нормативными документами миротворческой операции количественного состава ООСГ и предоставлении на Объединенную Контрольную Комиссию полных списков сотрудников ООСГ сторон.
Призываем молдавскую делегацию в Объединенной Контрольной Комиссии исключить тенденциозный подход к совместной работе в рамках миротворческой операции и к необоснованным обвинениям в адрес Приднестровья. Пора прекратить вводить в заблуждение международную общественность произвольным и некорректным толкованием норм действующих нормативно-правовых документов миротворческой операции, которые регламентируют деятельность Объединенной Контрольной Комиссии.
Нельзя забывать, что обеспечение мира и безопасности – это деятельность, которая действительно направлена в интересах населения, проживающего на обоих берегах Днестра.                                              
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья                                                                                                       О.Л. Беляков


   члены Объединенной
   Контрольной Комиссии
   от Приднестровья                                                                                                    О.А. Гудымо


                                                                                                                                        В.В. Вакарчук


                                                                                                                                        А.А. Малярчук


                                                                                                                                        В.А. Изотов

Место постоянного проведения заседания Объединенной Контрольной Комиссии
Дворец культуры им. П.Ткаченко
г. Бендеры, ул Ленина, 32
...............................
Контакты
г. Тирасполь
ул. Пушкина, д. 18, каб.209


Телефон: /Факс: 0-533-62660

E-mail:
pisma@okk.gospmr.org
...............................
Официальный сайт Делегации представителей в Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровской Молдавской Республики
Создание сайта "Веб-студия Тира"