Заявления и обращения делегации ПМР в ОКК
...........................................
 
В Объединенную
                                                                                                           Контрольную
                                                                                                           Комиссию


       ОБРАЩЕНИЕ
 
О попытках молдавской делегации навязать ОКК дискуссию о повторном внесении изменений в Инструкцию деятельности военных наблюдателей путем распространения несоответствующих действительности
сведений об их деятельности

Делегация Приднестровья в Объединенной Контрольной Комиссии информирует участников миротворческой операции в Приднестровье о своей озабоченности усилиями молдавской стороны по возобновлению процедуры внесения изменений в действующую уже более 20 лет Инструкцию деятельности военных наблюдателей (Перечень ситуаций, при возникновении которых выезд группы военных наблюдателей осуществляется в обязательном порядке).
Известно о большом желании молдавской делегации путем внесения соответствующих изменений и дополнений превратить Инструкцию деятельности военных наблюдателей в дополнительный инструмент разбалансирования существующего формата миротворческой операции.
Речь идет о попытках внесения в «Инструкцию» помимо действующих норм обязательного характера, ряда позиций, регламентирующих безоговорочный выезд военных наблюдателей по требованию стороны для документирования любых спорных ситуаций, возникающих в Зоне Безопасности, в том числе между хозяйствующими субъектами, общественными организациями и даже отдельными гражданами.
Являясь частью доклада Объединенного Военного Командования «О положении дел в Зоне Безопасности», акты военных наблюдателей, несомненно, станут в таком случае предметом обязательного обсуждения на заседаниях ОКК.
Вот в этом и заключается ключевое стремление молдавской делегации к изменениям в Инструкции деятельности военных наблюдателей.
Ведь без особого труда в любой момент заинтересованной стороной деятельность ОКК может быть заблокирована потоком ставших обязательными к обсуждению сообщений о событиях в Зоне Безопасности, которые на самом деле совершенно не относятся к миротворческой операции. Так, ОКК может буквально «захлебнуться», разбирая жалобы хозяйствующих субъектов, в то время как Соглашением 1992 года задачи ОКК четко определены, и заключаются они в контроле прекращения огня, недопущения вооруженных действий друг против друга, разводу вооруженных формирований. Иного данное Соглашение не предусматривает. Все, что находится за рамками этих задач, несомненно, очень важно, но, тем не менее, является предметом переговорного процесса между Сторонами.
Одним из аспектов переформатирования института военных наблюдателей молдавской делегацией избрано обвинение военного командования приднестровского контингента Совместных Миротворческих Сил в неоправданном блокировании выезда военных наблюдателей по требованию молдавской стороны.
Так, в феврале 2013 года СВН ВК МС РМ полковником БЫРКА В.М. на заседании ОКК была распространена фальшивая информация о, якобы, 91 случае блокирования выезда группы военных наблюдателей в 2012 году приднестровской стороной.
Данная информация ни в коей мере не соответствует действительности.
В частности, из приведенных 91 случая «блокирования» приднестровской стороной выезда группы военных наблюдателей – 45 представляют собой требования СВН ВК МС РМ полковника БЫРКА В.М. выехать на полигон Ограниченной группы российских войск (ОГРВ), расположенный за пределами Зоны Безопасности вблизи города Тирасполь, для контроля (документирования) проведения стрельб военнослужащими ОРГВ в Приднестровье.
Поскольку речь в молдавских претензиях шла о боевой учебе военнослужащих ОГРВ, то есть страны-гаранта, а не о военнослужащих Приднестровья (стороны конфликта), осуществляемой россиянами к тому же на собственном полигоне, находящемся вне Зоны Безопасности, СВН ВК МС Приднестровья считал, что выезд группы военных наблюдателей нецелесообразен. Естественно, рассуждать о неком блокировании работы военных наблюдателей приднестровской стороной не приходится. Приднестровская же сторона никаких стрельб на данном полигоне не проводит.
Еще 18 случаев «блокирования» представляют собой требование молдавской стороны выехать на плотину Дубоссарской ГЭС в связи с проведением, якобы, несанкционированных инженерных работ.
Ремонтно-восстановительные работы на плотине Дубоссарской ГЭС были анонсированы через СМИ, а Объединенное Военное Командование заблаговременно было оповещено (исх. № 01-01/115 от 5 марта 2012 года). Более того, работы на данном ключевом гидроузле реки Днестр проводились в интересах безопасности не только Приднестровья, но также и Молдовы, и Украины. Они являются хозяйственной деятельностью и никак не относятся к компетенции Совместных Миротворческих Сил.
Несомненно, и в этих 18-ти случаях выезд группы военных наблюдателей был нецелесообразен, а речи о блокировании работы военных наблюдателей быть не может.
Оставшиеся, по версии молдавской делегации в ОКК, 28 случаев, якобы, «блокирования» приднестровской стороной выезда группы военных наблюдателей заслуживают особого внимания.
Прежде всего, дважды (7, 8 января 2012 года) в переписке Старших воинских начальников через оперативных дежурных сторон речь шла о работе комиссии по расследованию применения табельного оружия на КПП № 9 СМС (левый) и отказом военнослужащих ВК МС Молдовы нести службу на КПП № 9 СМС (левый) с оружием. И именно, приднестровская сторона настаивала на выезде группы военных наблюдателей для документирования отказа молдавских военнослужащих получать оружие при заступлении на пост, что является грубым нарушением установленного порядка несения службы на постах Совместных Миротворческих Сил в Приднестровье. К сожалению, это предложение было заблокировано молдавским командиром миротворцев полковником БЫРКА В.М., который при этом счел возможным обвинить в «блокировании» выезда группы военных наблюдателей приднестровскую сторону. А это бессовестный обман. Но такие действия молдавской стороны давно уже стали практикой.
Еще одним случаем, якобы, «блокирования» приднестровской стороной выезда группы военных наблюдателей молдавская делегация определила события, имевшие место 10 января 2012 года. Приднестровье обвиняют в проведении инженерных работ на КПП-9 СМС (левый). Между тем – никаких инженерных работ на данном посту не производилось. На самом деле для обеспечения безопасности несения службы личным составом поста в соответствии с решением ОВК от 4 января 2012 года на КПП-9 СМС (левый) был возвращен на место бетонный блок, который несколькими днями ранее, при нападении на пост, якобы, «возмущенных местных жителей», молдавскими националистами был вытащен за пределы поста. Между тем, что немаловажно – ответственность за оборудование поста КПП-9 СМС (левый) возложена на приднестровскую сторону.
Очередным «блокированием» выезда группы военных наблюдателей молдавская делегация в ОКК определила проведение, якобы, «несанкционированных работ на мемориальном комплексе населенного пункта Кицканы» 10 апреля 2012 года. 
Речь шла об исполнении решения Президента Приднестровья о реконструкции в преддверии 67-й годовщины Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов мемориального комплекса «Кицканский плацдарм». Сообщение о начале работ было опубликовано всеми СМИ Приднестровья. Сами же работы по реконструкции памятника героям самой страшной в истории человечества войны, а также контроль этой реконструкции никак не относятся к компетенции Совместных Миротворческих Сил. Естественно, согласия приднестровской стороны на выезд военных наблюдателей не последовало. Следует задуматься – действительно ли это является «блокированием» выезда группы военных наблюдателей, или все же это мелкая и недостойная провокация.
Еще 5 раз (25 апреля, 4, 11, 20, 21 июня 2012 года) СВН ВК МС РМ требовал направить группу военных наблюдателей в связи с несением службы сотрудниками милиции, вооруженных автоматическим оружием в городе Бендеры.
Однако, что хорошо известно молдавской стороне, во всех названных случаях ни о каком «блокировании» выезда группы военных наблюдателей речи быть не может. Согласно Инструкции «О порядке вооружения личного состава МС, военного командования, оперативно-следственных групп, сотрудников правоохранительных органов и использования оружия при несения службы (выполнении служебных обязанностей) в Зоне безопасности», утвержденной ОКК протоколом № 84 от 7.07.1993 года – «Автоматическим оружием вооружается личный состав оперативно-следственной группы и правоохранительных органов на время несения службы (правоохранительных органов – при несении службы в ночное время». Данные сотрудники милиции получили оружие перед разводом при заступлении на ночное дежурство.
Об указанных молдавской стороной очередных 6 случаях, якобы, «блокирования» выезда группы военных наблюдателей (11, 18 мая, 11 сентября, 9 и 10 октября, 2 декабря 2012 года) представителями Приднестровья приходится отметить следующее.
Требования СВН ВК МС РМ полковника БЫРКА В.М. о выезде военных наблюдателей были обусловлены выставлением мобильных постов муниципальной милиции в городе Бендеры. Следует напомнить, что сотрудники ОВД г. Бендеры подчиняются главе Государственной администрации города, и он совместно с начальником ОВД определяет место несения службы сотрудникам милиции в целях охраны общественного порядка и обеспечения дорожного движения. В протоколе ОКК № 574 от 15 февраля 2007 года «Предложено сторонам информировать ОВК», а не с разрешения ОВК выставлять мобильные посты.
Еще 14 заявленных СВН ВК МС РМ случаев, якобы, «блокирования» выезда группы военных наблюдателей приднестровской стороной имеют приблизительно ту же направленность аргументации. Это, например, требование направления группы военных наблюдателей к мемориалу Памяти и Скорби города Бендеры в связи с, якобы, участием военного ведомства ПР в проведении митинга, что на самом деле не имело места. Это и требование проверить сотрудника ГАИ на стационарном посту ГАИ № 1 города Бендеры на предмет наличия у него оружия, чего не могло быть по определению. Это требование выезда группы военных наблюдателей по поводу, якобы, задержания на территории СП № 7 CMC гражданина РМ. Между тем, мужчина в нетрезвом состоянии был задержан сотрудниками милиции за пределами Миротворческого поста. Более того, задержание физического лица (правонарушителя) правоохранительными органами не имеет никакого отношения к проведению Миротворческой операции.
А вот 1 июня 2012 года в н.п. Дороцкое имел место случай, вообще находящийся за гранью понимания. В этот день молдавский военный наблюдатель п/п-к ИСАК А.И. отказался выехать на плановый объезд Зоны Безопасности, фактически сорвав проведение данного миротворческого мероприятия. И в этом срыве объезда молдавская сторона в своем документе обвинила приднестровских военных.
Негодование молдавской стороны вызвало также, якобы, задержание сотрудника полиции РМ п/п-ка ДУДКА А.П. Вышеуказанный офицер не являлся членом ООСГ от РМ и пытался въехать на территорию Приднестровья вне пункта пропуска. Он не был задержан. Напротив, ему было предложено въехать на территорию Приднестровья законным порядком либо вернуться на территорию Молдовы.
Что касается выставления постов полиции и милиции на перекрестке автотрассы «г. Тирасполь - г. Рыбница» и дороги в н.п. Погребя, то это было оговорено в протоколе экстренного заседания ОКК от 16 февраля 2012 года п. 2.1., и поэтому о блокировании выезда группы военных наблюдателей 30 июля и 7 августа не может быть и речи. Выставление данных постов было ранее зафиксировано актами военных наблюдателей.
В молдавском документе 9 августа 2012 года также «отмечено», как блокирование приднестровской стороной выезда группы военных наблюдателей по поводу проведения, со слов СВН МС РМ, «фортификационных» работ в районе н.п. Дзержинское. Но это не соответствует действительности. Приднестровская сторона информировала ОВК о том, что в районе н.п. Дзержинское Дубоссарского района ежегодно проводятся работы по укреплению дамбы на реке Днестр с использованием гражданской техники. Проводимые ремонтно-восстановительные работы являются деятельностью хозяйствующих субъектов и не относятся к компетенции CMC. Более того, во время проведения планового объезда военными наблюдателями данная информация была проверена и вошла в составленный ими акт.
Были и другие случаи, не имеющие отношения к деятельности военных наблюдателей, но по которым молдавская сторона требовала их выезда. Например, дважды задерживались контрабандисты.
26 сентября 2012 года при проведении тренировки подготовки к совместным учениям CMC представители приднестровского СМИ (телеканал ТСВ) законно проводили съемку вышеуказанного мероприятия. Телеканал официально аккредитован при ОКК, и фиксация данного факта группой военных наблюдателей безусловно была нецелесообразной.
5 декабря 2012 года военнослужащими МС РМ в одностороннем порядке несанкционированно проводился мониторинг Зоны Безопасности.  СВН ВК МС РМ потребовал выезда группы военных наблюдателей по поводу, якобы, задержания пограничниками Приднестровья молдавских миротворцев.
При этом он отказался пояснить –  почему автомобиль ВК МС РМ оказался в глубине приднестровской территории, какие задачи выполняют военнослужащие МС РМ без решения ОВК в этой части Зоны Безопасности, а также действительно ли эти военнослужащие являются миротворцами? Ведь они категорически отказались представляться. Более того, автомобиль не задерживался пограничниками, а только не был пропущен через пост. Многочасовое стояние «возможно миротворцев Молдовы» на посту было их собственной инициативой.
Таким образом, 91 случай, якобы, блокирования выезда группы военных наблюдателей 4-х сторон приднестровской  стороной на деле является фикцией, растиражированной молдавской делегацией с вполне определенной целью – принудить ОКК к утверждению нужной молдавской стороне Инструкции деятельности военных наблюдателей. На деле все указанные случаи невыезда военных наблюдателей согласно действующей «Инструкции» не входят в обязательный перечень выезда военных наблюдателей.
В тоже время полагаем необходимым представить список блокирования молдавской стороной выезда группы военных наблюдателей в 2012 году по следующим позициям для сравнения.
 
1.          3 января 2012 года – военный наблюдатель от РМ на КПП № 9 (левый) самостоятельно покинул рабочую группу.
2. 7января 2012 года – отказ военнослужащего МС РМ получать оружие для несения службы на КПП № 9 (левый).
3. 8 января 2012 года – отказ военнослужащего МС РМ получать оружие для несения службы на КПП № 9 (левый).
4. 9 января 2012 года – блокирование выезда на КПП № 9 (левый) для уточнения информации о том, что на посту проходит несанкционированный митинг и производится видеосъемка поста.
5. 12 января 2012 года – ПТМП Бендеры-Кишинев – ДТП по вине сотрудников полиции.
6. 24 января 2012 года – ЦУЗБ – КПП № 6 – инцидент между военнослужащими поста и гражданином РМ Пахоми И.
7. 2 марта 2012 года – блокирование выезда на КПП № 9 (левый) для уточнения информации о том, что на посту происходит несанкционированный митинг на автомобилях с флагами РМ.
8. 11 марта 2012 года – блокирование выезда для уточнения информации о том, что в районе 3 опб МС РМ н.п.Кошница установлена армейская палатка.
9. 7 апреля 2012 года – блокирование выезда военных наблюдателей по факту установки дополнительного вагончика на ТПП «Пырыта».
10. 9 апреля 2012 года – ПТП «Пырыта» - установка дополнительного вагончика.
11. 12 апреля 2012 года – блокирование получения информации на ПТП «Пырыта» от сотрудников данного поста.
12. 27 апреля 2012 года – вывешивание государственного флага РМ на территории военного городка Миротворческого батальона РФ г. Бендеры.
13. 10 мая 2012 года – остановка полицией РМ автомобиля МС ПР с соответствующей символикой «МС» на перекрестке дорог н.п. Кошница - н.п. Дороцкое.
14. 11 мая 2012 года – остановка полицией РМ автомобиля МС ПР с соответствующей символикой «МС» на перекрестке дорог н.п. Кошница - н.п. Дороцкое.
15. 15 мая 2012 года – задержание сотрудниками полиции на ПТП «Пырыта» автомобиля, оборудованного символикой «МС», с группой военных наблюдателей РФ при совершении ими плановой ротации в Зоне безопасности.
16. 18 мая 2012 года – блокирование установок стоек шлагбаума на КПП № 9 (левый).
17. 22 мая 2012 года – установка дополнительного вагончика на ПТП «Гырбовец».
18. 22 мая 2012 года – выставление мобильного поста полиции г. Бендеры вблизи     СП МС № 8.
19. 25 мая 2012 года – задержание сотрудниками полиции служебного автомобиля МС ПР с символикой «МС» между н.п. Дороцкое и н.п. Кошница.
20. 27 мая 2012 года – блокирование выезда на КПП № 9 (левый) для фиксации факта проведения несанкционированной видеосъемки поста сотрудником полиции.
21. 1 июня 2012 года – срыв планового объезда ЗБ в н.п. Дороцкое по вине военного наблюдателя от РМ.
22. 5 июня 2012 года – усиление сотрудников полиции в н.п. Вадул-Луй-Водэ без извещения ОВК.
23. 7 июня 2012 года – усиление сотрудников полиции в н.п. Вадул-Луй-Водэ без извещения ОВК, вооруженных автоматическим оружием.
24. 8 июня 2012 года – блокирование выезда на КПП № 9 (левый) для фиксации факта работы дорожных служб по демонтажу отбойников.
25. 19 июня 2012 года – препятствие проезду через пост полиции (перекресток дорог     н.п. Дороцкое) участковых инспекторов милиции для выполнения ими служебных обязанностей в н.п. Дороцкое.
26. 20 июня 2012 года – препятствие проезду через пост полиции (перекресток дорог     н.п. Дороцкое) участковых инспекторов милиции для выполнения ими служебных обязанностей в н.п. Дороцкое.
27. 21 июня 2012 года – препятствие проезду через пост полиции (перекресток дорог     н.п. Дороцкое) участковых инспекторов милиции для выполнения ими служебных обязанностей в н.п. Дороцкое.
28. 16 августа 2012 года – комплексная проверка состояния гражданской защиты и проведение учений РМ в Криулянском районе.
29. 5 сентября 2012 года – блокирование выезда на КПП 11 (левый) для фиксации факта нахождения и проведения фотосъемки военным наблюдателем от РМ в одиночном порядке.
30. 7 октября 2012 года – изъятие боеприпасов сотрудниками полиции РМ в н.п.Варница, без группы разминирования.
31. 19 ноября 2012 года – блокирование выезда на КПП № 9 (левый) для фиксации факта самовольного подключения электрокабеля к посту сотрудником полиции.
32. 14 декабря 2012 года – блокирование выезда на «Грузовой двор» по факту нахождения поста полиции.
 
 
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья                                                                                 О. Л. Беляков

Члены делегации
ОКК от Приднестровья                  
                                                                                                                 К. М. Калиненок   
                                                                                                                  В. В. Вакарчук  
                                                                                                                  В. В. Игнатьев
                                                                                                                  О. А. Обручков
 
Место постоянного проведения заседания Объединенной Контрольной Комиссии
Дворец культуры им. П.Ткаченко
г. Бендеры, ул Ленина, 32
...............................
Контакты
г. Тирасполь
ул. Пушкина, д. 18, каб.209


Телефон: /Факс: 0-533-62660

E-mail:
pisma@okk.gospmr.org
...............................
Официальный сайт Делегации представителей в Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровской Молдавской Республики
Создание сайта "Веб-студия Тира"