В Объединенную Контрольную Комиссию
ЗАЯВЛЕНИЕ
О дополнении к Инструкции военных наблюдателей.
«Перечень ситуаций, при которых выезд группы военных наблюдателей осуществляется в обязательном порядке»
По инициативе представителей Украины в ОКК «О внесении дополнений и изменений в действующую Инструкцию военных наблюдателей с целью совершенствования форм и методов их работы» Объединенная Контрольная Комиссия в течение трех лет обсуждала вопрос утверждения «Перечня ситуаций, при которых выезд группы военных наблюдателей осуществляется в обязательном порядке».
Считаем необходимым обратить внимание участников миротворческого процесса на то, что члены приднестровской делегации в Объединенной Контрольной Комиссии в этом вопросе изначально отстаивали лишь одну позицию – действующая Инструкция военных наблюдателей, утвержденная Объединенной Контрольной Комиссией еще в 1992 году, полностью соответствует всем основным требованиям проводимой миротворческой операции, форма которой определена Соглашением «О принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21 июля 1992 года и отвечает требованиям эффективного контроля за обстановкой в Зоне Безопасности.
Тем не менее, ни разу с самого начала процесса обсуждения предполагаемых новаций в названную Инструкцию, по совершенно непонятным причинам, приднестровская делегация услышана не была. Более того, она неоднократно обвинялась молдавскими коллегами в отсутствии конструктивизма, недоговороспособности и даже в попытках ревизировать порядок проведения миротворческой операции, что, кстати, вызывает особое недоумение.
Следует отметить, что, проявляя добрую волю и готовность к компромиссу, приднестровская делегация все же приняла участие в обсуждении вопроса, который в принципе полагает излишним. Поскольку было принято решение о внесении изменений в данную Инструкцию, то делегация Приднестровья считала необходимым принять меры к тому, что бы новая редакция документа была прагматичной и функциональной, а не подогнанной под обеспечение политических амбиций одной из сторон.
Полемика вокруг утверждения «Перечня» была не только длительной по времени, но также носила весьма острый характер в связи с существенными различиями во взглядах сторон на эту проблему. Именно это обстоятельство послужило основной причиной для принятия компромиссного решения о порядке формирования нового нормативного акта, который заключался в построчном утверждении пунктов «Перечня» в рамках согласования всех без исключения позиций документа непосредственно на стадии их обсуждения всеми членами делегаций в ходе плановых заседаний Объединенной Контрольной Комиссии. Каждый согласованный в присутствии всех членов делегаций Объединенной Контрольной Комиссии пункт скреплялся подписями трех Сопредседателей, представителями Украины и Миссии ОБСЕ.
К сожалению, «Перечень ситуаций, при которых выезд группы военных наблюдателей осуществляется в обязательном порядке», согласованный и подписанный Сопредседателями, был исполнен лишь в одном экземпляре.
Именно этот документ без его представления был принят на заседании Объединенной Контрольной Комиссии 20 мая 2010 года в качестве нормативного акта, обязательного для исполнения военными наблюдателями четырех сторон (от России, от Молдовы, от Приднестровья и от Украины), что и было закреплено в Протоколе № 700.
Однако, 20 мая 2010 года при утверждении «Перечня ситуаций, при которых выезд группы военных наблюдателей осуществляется в обязательном порядке» согласованный текст документа отсутствовал, но приднестровскую сторону заверили, что в ближайшее время он будет размножен и, затем, распространен на следующем заседании среди делегаций Объединенной Контрольной Комиссии для дальнейшего руководства в своей деятельности.
Однако это не было сделано ни на следующем заседании, ни позже.
Между тем, уже вскоре, в Заявлении молдавской делегации в Объединенной Контрольной Комиссии № ОК-097 от 21 июля 2010 года был сделан безосновательный вывод о том, что «приднестровская сторона грубо нарушила требования пункта 3 Приложения № 1 к «Инструкции деятельности военных наблюдателей в Зоне Безопасности Приднестровского региона РМ» («Перечень»), утверждённой Протоколом ОКК № 700 от 20 мая 2010 года».
Более того, в этом Заявлении молдавские коллеги опубликовали еще более тенденциозный пассаж, который, в принципе, раскрывает причину беспрецедентной настойчивости наших молдавских оппонентов при внесении в повестку дня Объединенной Контрольной Комиссии данного вопроса, а также и небывалого напора молдавской делегации во время обсуждения положений «Перечня». Буквально провозглашено было следующее – «приходится констатировать, что некоторые представители Приднестровского региона РМ в миротворческом процессе умышленно уклоняются от исполнения своих обязательств на основе ранее достигнутых договоренностей и нормативных документов, и тем самым способствуют обострению обстановки в районе с повышенным режимом безопасности, искусственно создавая напряженность в переговорном процессе».
Этим же документом молдавская сторона поспешила начать компанию по дискредитации Приднестровья в миротворческом процессе, безапелляционно заявляя, что «действия приднестровской стороны в Объединенной Контрольной Комиссии носят деструктивный характер и являются контрпродуктивными, поскольку, таким образом, игнорируется утвержденный в мае с.г. «Перечень ситуаций, при возникновении которых выезд группы военных наблюдателей осуществляется в обязательном порядке» и который неукоснительно должен соблюдаться и выполняться всеми сторонами миротворческого процесса».
В пылу «восторженного обличительства» члены молдавской делегации не сумели заметить, что даже если применять их, якобы, утвержденный Объединенной Контрольной Комиссией документ, – приднестровцы действовали вполне законно.
Об этом приднестровская делегация в Объединенной Контрольной Комиссии уже сообщала в своем заявлении № ОКК-90 от 29 июля 2010 года.
Именно поэтому, отвечая на провокационное заявление молдавской делегации № ОК-097 от 21 июля 2010 года, приднестровская делегация, не располагая подлинным текстом «Перечня», применила текст, якобы, согласованного документа, который был распространен молдавской стороной, и сделала на него ссылки.
Следует заметить, что именно это обстоятельство и послужило основанием для упреков в адрес приднестровской делегации, которая, необоснованно требует распространения копии «Перечня», содержащей согласительные подписи всех трех Сопредседателей по каждому пункту документа, а сама пользуется молдавской версией документа, когда ей это, якобы, выгодно. Делегация Приднестровья при этом прямо обвиняется в попытке ревизии ранее принятого решения.
И уж совсем за гранью понимания находится появление в делопроизводстве штаба Объединенного Военного Командования именно этой, спорной редакции документа, ранее не имевшей никаких согласительных подписей, но теперь уже содержащей подписи всех трех Сопредседателей Объединенной Контрольной Комиссии – явно сфальсифицированные.
Учитывая изложенное, а также отсутствие согласованного варианта приложения к Инструкции и то, что приднестровская делегация неоднократно обращалась в Объединенную Контрольную Комиссию с заявлениями о своем несогласии с предлагаемыми дополнениями в действующую Инструкцию военных наблюдателей и ввиду отсутствия консенсуса по предложенному «Перечню ситуаций, при которых выезд группы военных наблюдателей осуществляется в обязательном порядке» принять решение: действие пункта 3.1 Протокола №700 от 20 мая 2010 года исключить (считать утратившим силу).
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья
О. Л. Беляков
Члены делегации
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья
О. А Гудымо
К. М. Калиненок
В. В. Вакарчук
А. А. Малярчук