Заявления и обращения делегации ПМР в ОКК
...........................................
 


В Объединенную Контрольную Комиссию



ЗАЯВЛЕНИЕ
 
Об озабоченности приднестровской делегации
в Объединенной Контрольной Комиссии
эскалацией деструктивных действий молдавской стороны
в рамках миротворческой операции.
(Ответ на заявление молдавской делегации № ОК-119 от 24.03.2011 г.)
 
 
Приднестровская делегация в Объединенной Контрольной Комиссии ознакомилась с заявлением молдавской делегации № ОК-119 от 24.03.2011 г. по вопросу обеспечения транспарентности в Зоне Безопасности на предмет нахождения в ней воинских формирований и, в связи с этим, полагает необходимым выразить свою озабоченность очевидной эскалацией деструктивных действий молдавской стороны в рамках проводимой миротворческой операции. В этой связи приднестровская делегация вынуждена прояснить свою позицию следующим образом.
К сожалению, приходится констатировать, что делегация Республики Молдова в Объединенной Контрольной Комиссии в очередной раз предпочла нелегкой кропотливой работе по контролю за выполнением задач, возложенных на стороны Соглашением 1992 года, сомнительную альтернативу политической декларации, не подкрепленной ни правовыми нормами, выработанными в ходе миротворческого процесса, ни фактами из повседневной действительности миротворческой операции на Днестре. Уже давно не вызывает сомнений у всех участников миротворческого процесса, что проблема перевода операции по поддержанию мира в Приднестровье в русло противостояния политических концепций урегулирования конфликта бесперспективна. У всех, кроме молдавской делегации, которая упорно навязывает свою точку зрения, давно сложилось убеждение, что нынешний формат миротворческой операции при всех его недостатках достаточно эффективен и способен обеспечить мир на Днестре.
Более того, складывающаяся ситуация вызывает искреннее недоумение – все чаще декларации молдавской стороны основываются на ложных умозаключениях, а иногда и откровенной лжи с целью подгонки реальной действительности в Зоне Безопасности под политические претензии Молдовы. Представляется, что такая позиция одной из делегаций Объединенной Контрольной Комиссии никак не соотносится с задачами поддержания мира на Днестре.
В последнее время молдавская делегация делает все возможное для того, чтобы у всех участников миротворческой операции, в том числе у представителей стран-гарантов, а также международных наблюдателей, возникли сомнения по поводу ее эффективности.
Так и в последнем молдавском заявлении № ОК-119 от 24.03.2011 г. нет никаких конструктивных предложений по совершенствованию механизмов осуществления миротворческой операции. Есть лишь обвинения и угрозы.
Прежде всего, делегация Республики Молдова, согласно данному документу, озабочена «малоэффективной деятельностью Объединенной Контрольной Комиссии, что прямым и негативным образом отражается на положении в Зоне Безопасности». Далее следует набор необоснованных обвинений в адрес приднестровской стороны. Вызывает удивление то, как данные обвинения «подкрепляются» обращением к документам, которые к предмету обвинений имеют весьма опосредованное отношение.
Как следует из молдавского документа № ОК-119 от 24.03.2011 г. состояние дел в Зоне Безопасности можно оценить только негативно, что «является следствием обострения серьезных разногласий сторон относительно соответствия их действий в зоне ответственности Совместных Миротворческих Сил положениям основных документов, регламентирующих проведение миротворческой операции в Приднестровском регионе Республики Молдова».
Особо молдавских коллег заботит то, что отсутствует консенсус в Объединенной Контрольной Комиссии по рассмотрению вопроса о транспарентности Зоны Безопасности на предмет наличия в ней вооруженных воинских подразделений сторон.
Приднестровская сторона уже давала развернутый ответ на аналогичные заявления молдавской делегации в Объединенной Контрольной Комиссии в 2008 году. Мы считаем необходимым о нем напомнить.
Так, в «Протокольном решении между военными ведомствами Республики Молдова и Приднестровья об укреплении мер доверия», подписанном участвовавшими во встрече на высшем уровне 08 августа 2001 года в городе Тирасполе руководителями военных ведомств Сторон генерал-лейтенантом С. Хажеевым и бригадным генералом И. Крянге и утвержденном в этот же день Президентами Республики Молдова и Приднестровья было установлено следующее:
«Исходя из необходимости обеспечения стабильности в регионе и в целях создания условий для укрепления мер доверия, руководствуясь положениями Совместного заявления от 16 июля 1999 года участников киевской встречи по вопросам нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем на принципах общего оборонного пространства, военные ведомства Республики Молдова и Приднестровья (в дальнейшем - Стороны) договорились о нижеследующем:
1. Для организации взаимодействия Сторон установить прямые линии связи между руководителями военных ведомств, главными штабами и оперативными дежурными Сторон.                   
2. Образовать совместную комиссию с целью разработки перспективных направлений взаимодействия Сторон и согласованных предложений по созданию общего оборонного пространства, а также программы и механизмов их реализации.
3. Разработать план совместных действий Сторон по укреплению мер доверия.
4. Осуществлять взаимное оповещение об учениях и других мероприятиях, проводимых с участием войск (вооруженных формирований), приглашать представителей Сторон в качестве наблюдателей на проводимые учения.
5. Определить механизм взаимодействия представителей Сторон с Объединенной Контрольной Комиссией и Объединенным Командованием миротворческих сил при решении вопросов, возникающих в Зоне Безопасности.
6.  Проводить регулярные встречи руководителей Сторон с целью обсуждения текущих вопросов, оценки и подведения итогов выполнения совместных планов».
В этот же день, 08 августа 2001 года, в присутствии Главы Миссии ОБСЕ Президентами Республики Молдова и Приднестровья, а так же ответственными должностными лицами от стран-гарантов – Российской Федерации и Украины было подписано «Соглашение о порядке реализации протокольных решений, соглашений и иных документов, подписанных между Приднестровьем и Республикой Молдова», которым было установлено:
«С целью реализации достигнутых договоренностей между Приднестровьем и  Республикой Молдова (далее именуются – Стороны) в  ходе переговорного процесса, Стороны договорились о нижеследующем:
1. Протокольные решения, соглашения и иные документы вступают в силу со дня подписания руководителями Приднестровья и Республики Молдова, или иными уполномоченными ими лицами, если иное не предусмотрено самим актом, и принимаются к исполнению на территориях сторон.
2. В течение 10 дней с момента подписания протокольных решений, соглашений и иных документов в пределах своей компетенции Стороны издают нормативно – правовые или распорядительные акты, обеспечивающие выполнение принятых Сторонами обязательств.
3. Нормативно – правовые или распорядительные  акты  должны предусматривать сроки и порядок выполнения протокольных решений, соглашений  и иных документов, подписанных руководителями Приднестровья  и  Республики Молдова или иными уполномоченными ими лицами.
4. Настоящее соглашение вступает в силу со дня подписания».
Молдавской делегации следовало бы озаботиться не отсутствием транспорентности в Зоне Безопасности, а тем, что ни один пункт из обоих, приведенных выше, правоустанавливающих документов, подписанных должным образом и вступивших в законную силу, именно Республикой Молдова, к сожалению, до настоящего времени выполнен не был. А ведь эти документы столь заботящую молдавскую сторону «транспарентность» расписывают буквально по этапам.
Кому как не молдавским коллегам лучше знать, почему после 08 августа 2001 года встречи на высшем уровне прекратились, и Молдавская сторона взяла курс на демонтаж достижений переговорного процесса, на полный отказ от выполнения заключенных до этого договоров,  соглашений, меморандумов, протокольных решений и всех других подписанных ранее Сторонами документов.
К Приднестровью было решено применить меры экономического, политического принуждения с целью реализации молдавского варианта решения Приднестровской проблемы.
Приднестровцы, проживающие, в том числе и в Зоне Безопасности, молдавскими силовиками лишаются своих паспортов, а также привлекаются судами Молдовы к административной ответственности. Но наших оппонентов, как следует из заявления № ОК-119 от 24.03.2011 г. тревожит не это. Авторы заявления сокрушаются о том, что в Зоне Безопасности на территории Приднестровья задерживаются граждане Молдовы, демонстративно игнорирующие установленный здесь порядок. Например, это полицейские, якобы «члены ООСГ», но почему-то не указанные в предоставленных в Объединенную Контрольную Комиссию списках молдавской составляющей ООСГ. Это сотрудники молдавских силовых структур, например, спецназа полиции «Фулджер», ввозящие из Молдовы в Приднестровье контрабанду и иностранную валюту в крупных размерах. Это сотрудники Министерства юстиции Молдовы, которые по определению не могут быть членами ООСГ, с оружием конвоирующие осужденных и арестованных граждан Молдовы в пенитенциарные учреждения, расположенные, очевидно из особого по отношению к молдавским гражданам чувства гуманизма, в самой горячей точке тлеющего конфликта, в не очень отдаленном прошлом – вооруженного. И так далее.
Таким вот образом молдавская делегация полагает, что отсутствие транспарентности, которую предлагает Молдова, «серьезно подрывает возможности выполнения миротворческой операцией своих важнейших задач –  обеспечение режима безопасности и оказание содействия процесс урегулирования конфликта мирными, политическими средствами».
Молдавскую делегацию в Объединенной Контрольной Комиссии тревожит, что размещение в Зоне Безопасности воинских частей и подразделений, а также постов силовых структур не является компетенцией этого миротворческого органа, а относится  исключительно к компетенции сторон. Эта мысль широко развита в заявлении № ОК-119 от 24.03.2011 г., в частности, имеет место безаппеляционное утверждение о том, что «в Зоне Безопасности проводятся воинские учения, боевые стрельбы, мобилизационные мероприятия, целью которых является отработка задач по противодействию Республике Молдова, назначенному противнику Приднестровского региона».
То, что заявление ангажировано и несет провокационный заряд, подтверждено было буквально через несколько дней, когда 28 марта 2011 года на молдавском информационном портале PUBLIKA.MD была выложена информация о, якобы, проводимых подобных учениях, с приведением грозных воинственных заявлений тоже, якобы, сделанных в интервью некоему новостному порталу «24 часа», приднестровским Сопредседателем Объединенной Контрольной Комиссии о подготовке Приднестровья к войне с этим самым «назначенным противником Приднестровского региона». Но это была откровенная дезинформация и грубая ложь. Приднестровская делегация сделала по этому поводу соответствующее Заявление.
Не может не насторожить и то, что аналогичная информация от наших молдавских коллег прозвучала и в ходе переговоров 4-5 апреля в Вене в рамках неофициальных консультаций в формате «5+2». А не для этого ли все было затеяно?
В своем в заявлении № ОК-119 от 24.03.2011 г. молдавская делегация пригрозила всей Объединенной Контрольной Комиссии, что «в случае отсутствия прогресса в части рассмотрения вопроса транспарентности Зоны Безопасности посредством включения его в повестку дня очередного заседания этого органа, данный вопрос будет поднят на других уровнях и в других форматах».
Не дожидаясь приднестровского ответа, или каких либо предложений от делегаций стран-гарантов, каких либо оценок от представителей ОБСЕ в Объединенной Контрольной Комиссии, молдавская сторона подняла «данный вопрос» во время неофициальных консультаций в формате «5+2». Все это свидетельствует о неискренности Молдовы в приднестровском урегулировании.
Вполне очевидно, что заявление молдавской делегации в Объединенной Контрольной Комиссии №ОК-119 от 24 марта 2011 года предназначено не для участников миротворческой операции, а длявнешних сил. И это заявление является всего лишь звеном цепи мер, нацеленных на разрушение существующего формата миротворческой операции.
Приднестровская делегация в Объединенной Контрольной Комиссии понимает этот формат следующим образом:
- Существующий формат миротворческой операции предполагает эффективное обеспечение транспарентности Зоны Безопасности. Институт военных наблюдателей в соответствии с регламентирующими документами обеспечивает транспарентность Зоны безопасности путем встреч и опросов представителей местных органов власти, руководителей подразделений силовых структур и используют иные источники информации сторон на предмет выявления признаков подготовки силовых ведомств сторон к вооруженному вторжению на территорию друг друга, появлению в Зоне Безопасности и прилегающих к ней территориях неконтролируемых сторонами конфликта вооруженных формирований, несанкционированного перемещения военной техники, сооружения фортификационных объектов и так далее.
Существующий формат миротворческой операции не предназначен для укрепления или ослабления чьей-либо государственности. Ему предназначено создавать максимально благоприятные условия, с точки зрения обеспечения мира и безопасности, для переговорного процесса между противоборствующими сторонами. Если бы данный элемент был единственным, то только он уже свидетельствует об высокой эффективности миротворческой операции.
Те, кто умышленно принижают значимость указанного фактора, делают это потому, что у них не имеется иных аргументов нацеленных на размывание проводимой миротворческой операции
 
 
      



      Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья                                                                             О. Л. Беляков
 
 
Члены делегации
Объединенной Контрольной
Комиссии от Приднестровья                                                    О. А Гудымо      
                                                                                                                                                                                                                                                 
                                                                                                                  К. М. Калиненок
 
                                                                                                                   В. В. Вакарчук  
                                                                                                          
                                                                                                                   А. А. Малярчук
 
                                                                                        В. А. Изотов
                
Место постоянного проведения заседания Объединенной Контрольной Комиссии
Дворец культуры им. П.Ткаченко
г. Бендеры, ул Ленина, 32
...............................
Контакты
г. Тирасполь
ул. Пушкина, д. 18, каб.209


Телефон: /Факс: 0-533-62660

E-mail:
pisma@okk.gospmr.org
...............................
Официальный сайт Делегации представителей в Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровской Молдавской Республики
Создание сайта "Веб-студия Тира"