В Объединенную
Контрольную
Комиссию
ЗАЯВЛЕНИЕ
Делегации Приднестровья в Объединенной Контрольной Комиссии
«Об искусственно создаваемых молдавской стороной
проблемах миротворческой операции в Зоне Безопасности на территориях Приднестровья и Приднестровского региона Республики Молдова»
(Ответ на заявление делегации Молдовы в ОКК № ОКК-154 от 11.11.2011 г.)
11 ноября 2011 года, в ходе очередного тура проводимого экстренного заседания Объединенной Контрольной Комиссии (ОКК), молдавская делегация распространила свое заявление № ОКК-154 «О проблемах миротворческой операции в Приднестровском регионе Республики Молдова», содержание которого, по меньшей мере, вызывает недоумение.
Нельзя не заметить, что авторы заявления дают оценку сложившейся ситуации исключительно с позиции, якобы, противостояния в Зоне Безопасности интересов силовых структур Приднестровья миротворческому процессу в целом, чем осознанно вводят в заблуждение заинтересованные стороны и общественность.
Прежде всего, объективно оценивая положение дел, становится очевидным, что текущее экстренное заседание проводится по инициативе молдавской делегации не в связи с проблемами миротворческой операции в Приднестровском регионе Республики Молдова, а в связи с конкретным вопросом утвержденной повестки дня – «О ситуации на Центральном участке Зоны Безопасности, в том числе в районе н.п. Погребя и Дубоссарской ГЭС».
Проблема к обсуждению была поставлена вполне конкретно и попытки перевода ее в рамки огульного обвинения приднестровской делегации в ОКК в действиях, направленных на разбалансирование механизмов миротворческой операции не корректны и, сами по себе, являются грубым нарушением принципов миротворческой операции, закрепленных в Соглашении 1992 года, изданных в его развитие документов и решений ОКК.
ОКК по своему предназначению обязана рассматривать вопросы, непосредственно относящиеся к ее компетенции. Прежде всего, это поддержание мира и безопасности в регионе, предупреждение любых проявлений подготовки к возобновлению боевых действий и, конечно же, создание условий для переговорного процесса.
Экстренные заседания ОКК предназначены для предотвращения боевых дейстивй, строительства фортификационных сооружений, возникновения угрозы гибели людей и т.д.
Экстренное заседание комиссии не проводится по вопросам, не относящимся к компетенции ОКК.
При этом следует напомнить следующее:
Во-первых, молдавской стороной, в течение шести лет оказывалось жесткое противодействие выполнению решения ОКК о выставлении поста Совместных Миротворческих Сил на правой стороне плотины Дубоссарской ГЭС. Это грубое нарушение пункта 6.1 «Регламента Объединенной Контрольной Комиссии», одного из главных действующих нормативных документов миротворческой операции, устанавливающего, что «Решения ОКК вступают в силу с момента их принятия на заседании или с указанной даты».
Кстати, это решение было принято в ходе такого же экстренного заседания ОКК, созванного, к тому же, по инициативе молдавской стороны. Открытый отказ выполнять решение центрального миротворческого органа является яркой демонстрацией нигилистического отношения молдавской делегации к самой проводимой миротворческой операции в существующем формате.
Во-вторых, ситуация на Центральном участке Зоны Безопасности обострилась усилиями именно молдавской стороны, которая в одностороннем порядке, без каких бы то ни было согласований провела фортификационные, инженерные работы (реконструкцию дороги фронтально расположенной к линии разделения конфликтующих сторон). Данные односторонние действия молдавской стороны являются грубым нарушением «Решения № 1 Объединенной Контрольной Комиссии» от 30 июля 1992 года, а именно, –
«2. С момента ввода миротворческих сил в Зону Безопасности конфликтующими сторонами:
а) прекращаются: (…)
- совершенствование имеющихся и оборудование новых фортификационных сооружений».
В-третьих, на реконструированной дороге и на правой стороне плотины Дубоссарской ГЭС молдавская сторона в очередной раз, в одностороннем порядке выставила свои полицейские и фискально-таможенные посты. Ранее в Зоне Безопасности молдавской стороной также без уведомления ОКК было выставлено 22 таких поста, по которым экстренные заседания ОКК не созывались. Приднестровская сторона не считает наличие постов силовых структур Молдовы в той части Зоны Безопасности, на которую распространена ее юрисдикция, нарушением принципов миротворческого процесса, но, при этом имеет полное право на адекватные действия.
Более того, личный состав молдавских постов периодически, зачастую даже без уведомления ОКК, вооружается табельным оружием, что имеет свое отражение в докладах ОВК. А это уже прямое грубое нарушение статей 1 и 2 Соглашения 1992 года, которое является базовым документом проводимой в Приднестровье миротворческой операции. Данные статьи устанавливают нормы, согласно которым неучтенное вооружение не должно находиться в Зоне Безопасности, и контроль их исполнения возложен на ОКК.
Молдавская делегация, желая подкрепить свои необоснованные обвинения в адрес Приднестровья, в своем заявлении № ОКК-154 ссылается на обращения и заявления приднестровской делегации в ОКК, в которых даны разъяснения по поводу постов силовых структур, выставленных Сторонами, прежде всего в той части, что эти вопросы не является компетенций ОКК, а относятся к компетенции Сторон.
При этом авторы молдавского заявления позволяют себе некорректно приписывать приднестровской делегации свои собственные измышления, например, о том, что приднестровская «сторона выставит столько постов, сколько и где она сочтет необходимым». В этой связи полагаем необходимым напомнить этим авторам, что действия приднестровской стороны сугубо адекватны инициативам Молдовы. Не будет провокаций – не будет ответных мер. Что касается урегулирования проблем такого рода, то это прерогатива Сторон. Для такого урегулирования создавались ранее и создаются теперь специальные органы, но это не Объединенная Контрольная Комиссия, функции которой ограничены статьями 1 и 2 Соглашения 1992 года и статьей 3 «Статуса Объединенной Контрольной Комиссии», которые не подлежат расширительному толкованию. В частности, среди задач и функций ОКК в статье 3 «Статуса Объединенной Контрольной Комиссии» установлено, что:
«Основными задачами и функциями ОКК являются … и) выполнение других поручений руководства Сторон».
Представляется, что данную норму никак иначе понять нельзя, только так, как она изложена – ОКК выполняет поручения руководства Сторон, а не наоборот. То есть давать указания Сторонам о каких либо действиях в отношении правоохранительных структур в Зоне Безопасности ОКК не правомочна.
В этом же контексте утверждение авторов заявления молдавской делегации о том, что приднестровская делегация, якобы, «безосновательно спекулирует одной из статей Соглашения 1998 года, которой Стороны в переговорном процессе якобы узаконили присутствие и действия пограничных войск в Зоне Безопасности».
Подобный тезис не может не удивлять, поскольку приднестровская делегация никогда не заявляла о том, что Стороны каким бы то ни было образом в рамках миротворческой операции что-либо «узаконили», помимо установлений Соглашения 1992 года.
А вот, что касается Соглашения 1998 года нелишне напомнить, что называлось оно «О мерах доверия и развития контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем», а вовсе не о мерах доверия между делегациями в ОКК от Молдовы и Приднестровья.
Поэтому в Соглашении указано, что Стороны договорились о проведении ряда действий силами ОКК:
- сократить состав миротворческих сил Молдовы и Приднестровья в Зоне Безопасности до 500 военнослужащих с каждой стороны;
- сократить количество стационарных контрольно-пропускных пунктов и постов Совместных Миротворческих Сил;
- ОКК в месячный срок представить анализ выполнения хода Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта от 21 июля 1992 года с целью наметить меры по обеспечению полной реализации его положений и снижению военного противостояния в зоне безопасности с учетом ее поэтапной демилитаризации.
Обязанными органами миротворческой операции эти пункты Соглашения 1998 года выполнены в полном объеме.
Что касается пункта 4 Соглашения 1998 года, вызывающего столь огульные обвинения в адрес приднестровской делегации, то представляется целесообразным просто привести этот пункт в оригинальной редакции:
«Четвертое. Комиссии по координации и обеспечению переговорного процесса разработать в двухмесячный срок согласованные предложения относительно поэтапного сокращения числа установленных пограничных постов между Республикой Молдова и Приднестровьем и другие меры с целью создания благоприятного режима для перемещения людей, товаров и услуг».
Есть ли здесь то, что «инкриминируют» авторы молдавского заявления № ОКК-154 приднестровской делегации? Очевидно, что целью своей эти авторы выбрали опорочить приднестровскую делегацию и «демонизировать» ее, необоснованно обвиняя в недоговороспособности.
Между тем, Соглашение не легализует пограничные посты Приднестровья в Зоне Безопасности, но констатирует их наличие и устанавливает обязанность Сторон создать Комиссию по координации и обеспечению переговорного процесса, которая должна разработать предложения по определению их судьбы. Подчеркиваем – эта задача поставлена не Объединенной Контрольной Комиссии, а СТОРОНАМ.
Вызывает возмущение необоснованные сентенции авторов молдавского заявления о том, что, якобы, приднестровская делегация подрывает основы эффективности миротворческой операции, неверно определяя компетенцию ОКК, а также предпринимая действия направленные на ограждение ОКК и ОВК от обеспечения соблюдения прав человека в Зоне Безопасности. Как правило, ссылки обычно идут на статью 5 Соглашения 1992 года.
Напомним, что, этой статьей в основном, базовом документе проводимой в Приднестровье в течение уже 20 лет миротворческой операции определено дословно:
«1. Конфликтующие стороны считают недопустимым применение любых санкций и блокад. В этом контексте будут незамедлительно устранены любые помехи на пути движения товаров, услуг и людей, а также приняты надлежащие шаги к отмене чрезвычайного положения на территории Республики Молдова».
Никто, даже авторы заявления не станет утверждать, что устранение любых помех на пути движения товаров, услуг и людей не означает свободу перемещения, в том числе и по Зоне Безопасности, оружия, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотиков и других запрещенных к обороту веществ, свободу торговли людьми, свободу перемещения убийц, насильников и грабителей. Также никто не сможет утверждать, что в настоящий момент законопослушные граждане, проживающие в Зоне Безопасности, прежде всего это приднестровцы, так как 60% этой Зоны приходится на Приднестровье, как-либо ущемлены в возможности свободно перемещаться как в Зоне Безопасности, так и по всему Приднестровью. Чего не скажешь о Молдове, где приднестровские граждане, в нарушение ранее достигнутых договоренностей, задерживаются, привлекаются к ответственности за отсутствие у них «вида на жительство в Молдове», а затем выдворяются в Приднестровье.
Между тем в статье 5 Соглашения 1992 года речь идет о всей территории Молдовы, на которой недопустимы санкции и блокады, а не только о Зоне Безопасности.
Также не выдерживает критики тезис, используемый авторами молдавского заявления об избирательном задействовании приднестровской стороной института Военных наблюдателей. Дело в том, что молдавская делегация предполагает использовать данный институт, задачи и полномочия которого определены «Временным положением об основных принципах создания и деятельности групп военных наблюдателей и воинских контингентов, предназначенных для прекращения вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» исключительно в своих целях.
Например, для документирования деятельности постов силовых структур Приднестровья, либо придания вида законности деятельности в приднестровской части Зоны Безопасности государственных структур Молдовы, либо использования военных наблюдателей для документирования действий приднестровской милиции при пресечении подготовленных скандальных выходок отдельных групп провокационно настроенных граждан для последующего втягивания ОКК в политическое противостояние.
Отказ приднестровской стороны в направлении военных наблюдателей для фиксирования работы сотрудников миграционной службы, требующих регистрации на общих основаниях от молдавского полицейского, не входящего в миротворческие структуры, например, преподносится как блокирование работы одного из основных институтов миротворческой операции.
В тоже время, авторы заявления не упрекают свою делегацию в блокировании выезда военных наблюдателей в течение года для проверки информации о развертывании в Зоне Безопасности дополнительного батальона ППС МВД РМ. То, что такой батальон есть молдавская сторона теперь и не скрывает, но военных наблюдателей к его посещению не допускает. В течение четырех месяцев молдавская делегация не допускала выезда военных наблюдателей в н.п. Вадул-луй-Водэ, в районе которого с 01.06.2011 до 30.09.2011 года действовало вооруженное подразделение карабинеров (внутренние войска) МВД РМ. Не допустила молдавская сторона военных наблюдателей для посещения артиллерийских учений с боевыми стрельбами в районе н.п. Бульбоаке, в прямом соприкосновении с Зоной Безопасности. Более того, военные наблюдатели не были допущены молдавской стороной для проверки информации о развертывании двух батарей 120 мм минометов в количестве 12 единиц непосредственно в Зоне Безопасности рядом с н.п Балабанешты 04.11.2011 года.
Таким образом, молдавская сторона делает в Зоне Безопасности любые действия, несовместимые с миротворческой операцией, включая развертывание новых войсковых частей, ввод тяжелого вооружения, строительство фортификационных и инженерных сооружений, но при этом, по логике молдавской стороны, разваливает миротворческую операцию приднестровская делегация, строго выполняющая требования Соглашения 1992 года.
В заявлении молдавской делегации № ОКК-154 от 11.11.2011 г. приднестровская сторона огульно обвиняется в вольном толковании нормативных документов, что, якобы, привело к положению, когда «Объединенная Контрольная Комиссия оказывается не в состоянии обеспечить принятие и реализацию взаимоприемлемого решения даже по повестке дня экстренного заседания». Но это не соответствует действительности.
Ситуация на Центральном участке Зоны Безопасности действительно осложнена односторонними действиями, но односторонними действиями молдавской стороны, отнюдь не приднестровской. До строительства вышеназванной дороги, выставления на ней и на Дубоссарской плотине молдавской стороной полицейских и фискально-таможенных постов, отказа от направления в места напряженности военных наблюдателей обстановка в указанном районе была спокойной и полностью контролируемой как остается и в настоящее время.
Обострив ситуацию до предела, молдавская делегация теперь обвиняет делегацию Приднестровья в игнорировании базовых документов миротворческой операции и решений ОКК. Более того, молдавская делегация в своем заявлении озвучила мысль, давно заявленную вне миротворческих форматов – в неспособности ОКК управлять миротворческими процессами, обеспечивать мир и стабильность в Зоне Безопасности.
Такие заявления приднестровская делегация считает безответственными. Впрочем, возможно и наоборот, имеющими целью «подтвердить», как это указано в заявлении «недееспособность ОКК и необходимость повышения эффективности существующих миротворческих механизмов и их усовершенствования в соответствии с общепризнанными международными стандартами».
То есть в рамках Объединенной Контрольной Комиссии, в рамках органа обеспечивавшего мир и безопасность в регионе уже более 20 лет и успешно обеспечивающего мирную жизнь людей и сегодня, в рамках органа находящегося вне переговорного процесса молдавская делегация считает возможным заявить о его недейственности и не эффективности и все это на основании ею же созданной искусственной ситуации, доведенной ею же до абсурдного состояния.
Подобная позиция не приемлема и не является позицией демонстрирующей мирные намерения молдавской стороны.
С целью преодоления сложившейся ситуации приднестровская делегация считает необходимым вернутся к решению поднятых проблем исключительно в объеме нормативного правового поля миротворческой операции и компетенции ОКК.
Напоминаем, что в этом контексте в ходе экстренного заседания ОКК по состоянию на 08.11.2011 года было наработано совместное предложение делегаций России, Украины и ОБСЕ состоящее из пяти пунктов. По пунктам 1, 4, 5 достигнуто принципиальное согласие сторон. А именно:
1. В связи с озабоченностью ОКК ситуацией, сложившейся на ЦУ ЗБ в районе с.Погребя после реконструкции молдавскими властями дороги, а также в районе Дубоссарской ГЭС, и выставлением там Приднестровьем погранично-миграционных постов, Комиссия обращается к сторонам конфликта с рекомендацией выработать взаимоприемлемое решение по этому вопросу с тем, чтобы не допускать дестабилизации обстановки на ЦУ ЗБ.
4. Учитывая общую озабоченность относительно возможных последствий односторонних действий РМ и Приднестровья в ЗБ, в том числе ситуацией, сложившейся после проведения учений Национальной Армией РМ на полигоне Бульбоака, рекомендовать делегациям РМ и Приднестровья в ОКК довести до сведения органов власти всех уровней информацию о необходимости заблаговременно подавать извещения о любых мероприятиях в ЗБ, способных негативно отразиться на обстановке в ней.
5. Поручить ОВК обеспечить контроль над ситуацией на ЦУ ЗБ на основе данного решения ОКК.
Как видно из текста предложенные пункты полностью соответствуют духу и букве Соглашения 1992 года, в связи с чем предлагаем их утвердить как решение экстренного заседания ОКК. Пункты 2, 3 рассматривать в формате очередного заседания ОКК.
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья О. Л. Беляков
Члены делегации ОКК
от Приднестровья В. В. Вакарчук
А.А. Малярчук
К. М. Калиненок
О.А. Обручков
В. А. Изотов