В Объединенную Контрольную Комиссию
ЗАЯВЛЕНИЕ
О деструктивных действиях молдавской стороны, направленных на создание напряженности на Центральном участке Зоны Безопасности, и, в частности, на плотине Дубоссарской ГЭС
(ответ на заявление делегации РМ в ОКК № 072 от 18 декабря 2013 года)
На заседании Объединенной Контрольной Комиссии, состоявшемся 18 декабря 2013 года, молдавская делегация распространила заявление № 072 с многозначительным названием «О провокационных действиях приднестровской стороны, связанных с оборудованием без решения ОКК новых фортификационных сооружений в Зоне Безопасности». В этом обращении молдавские коллеги безосновательно и тенденциозно обвинили приднестровскую сторону в действиях, якобы, дестабилизирующих ситуацию на Центральном участке Зоны Безопасности.
В связи с этим стоит подчеркнуть тот факт, что именно молдавская сторона без уведомления ОВК и принятия соответствующих решений ОКК, в одностороннем порядке, с привлечением тяжелой инженерной техники в непосредственной близости от стратегического объекта Приднестровья – плотины Дубоссарской ГЭС, осуществила монтаж нового фортификационного сооружения.
Вызывает недоумение то обстоятельство, что молдавская сторона после несогласованного возведения в Зоне Безопасности собственного фортификационного сооружения попыталась обвинить приднестровскую сторону в деструктивных действиях, что не соответствует реальным фактам и в целом противоречит логике.
Более того, делегация Молдовы в ОКК не сочла нужным дать необходимые пояснения на волнующие делегацию Приднестровья вопросы по поводу несанкционированного ОКК сооружения объекта в ЗБ, четко обозначенные в нашем заявлении еще от 14 ноября 2013 года.
Между тем, в соответствии со своими прямыми обязанностями, основанными на Регламенте ОКК, приднестровская делегация считает необходимым дать объективную оценку ОКК ситуации, связанной с фактом сооружения в ЗБ так называемой «остановки общественного транспорта». Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что сооружение собрано не из легкого металлического профиля и декоративного пластика, что представлялось бы вполне логичным с точки зрения эргономики и экономичности, но главное, исходя из особых требований к строительству объектов на некоторых участках Зоны Безопасности. Однако т.н. «остановка» построена из массивных железобетонных конструкций толщиной порядка 14-15 см. При этом в тактическом плане сооружение расположено напротив входа на тело плотины, в непосредственной близости от гидроузла и миротворческого поста № 7.
Остается лишь догадывается, что двигало молдавской стороной – забота о неких «пассажирах» некого «общественного» транспорта или иные мотивы, т.к. молдавская делегация категорически не желает обсуждать вопрос на заседании Объединенной Контрольной Комиссии?
Еще одним фактором, вызывающим закономерный интерес делегации Приднестровья в ОКК, является и то, что подобные сооружения в декабре 2013 года в массовом порядке появились еще в ряде мест на левой стороне реки Днестр. В частности – рядом с паромной переправой в с. Новая Маловата (снова напротив поста СМС № 6), а также вблизи линии разграничения Молдовы с Приднестровьем, например, в селах, находящихся сегодня под временной юрисдикцией РМ. Здесь же стоит отметить, что на небольшом удалении от линии разграничения, на территории этих сел установлены новые остановки общественного транспорта, изготовленные из легкого металлического профиля и поликарбоната или других тонких термопластовых полотен, но никак не из железобетона (!).
Указанные железобетонные сооружения РМ, которые также были оборудованы молдавской стороной на Центральном участке Зоны Безопасности без уведомлений ОВК и без решений ОКК, вызывают обоснованную обеспокоенность приднестровской стороны не только выбором мест для их установки, но и оперативностью и скрытностью проведенных работ.
Однако, по мнению молдавской делегации в ОКК, именно приднестровская сторона, якобы, совершает некие «провокационные действия». На этом следует особо остановиться.
В связи с особенностями эксплуатации гидроузла и во избежание несанкционированных проникновений в запретную зону объекта, а также предотвращения несчастных случаев, – проезд автотранспорта по технологической дороге на верхнем срезе тела водосливной плотины Дубоссарской ГЭС полностью запрещен, а проход по телу плотины возможен только в пешем порядке. С момента ввода в эксплуатацию Дубоссарской ГЭС входы на плотину, как со стороны правого, так и со стороны левого берега Днестра закрывались металлическими воротами.
Позднее ворота на правой стороне плотины были заменены шлагбаумом, а во время войны 1992 года на их месте были установлены металлические заграждения с бойницами. Эти конструкции в соответствии с решениями ОКК № 9 от 6 августа 1992 года и п. 2 решения ОКК № 39 от 30 октября 1992 года были демонтированы приднестровской стороной в 2011 году.
Члены молдавской делегации знакомы с ситуацией, однако сочли возможным заниматься инсинуациями прошедших событий в поисках хоть каких-нибудь поводов для смещения внимания ОКК в сторону от реальных проблем, связанных с установкой серии железобетонных объектов в Зоне Безопасности.
Известно также и то, что после исполнения указанных решений Комиссии реальное прикрытие тела плотины от внешнего проникновения взамен демонтированных конструкций со стороны правого берега, в отличие от такого же въезда на тело плотины со стороны берега левого, обеспечено так и не было. Между тем такое положение является грубым нарушением технологических условий эксплуатации водосливной плотины ГЭС и техники безопасности не только для обслуживающего персонала предприятия, но и в целом для всех прибрежных районов Приднестровья, Молдовы и Украины, расположенных ниже по течению.
Так случилось, что уже после демонтажа защитных сооружений на Дубоссарской ГЭС имел место резонансный инцидент на находящемся неподалеку мосту через реку Днестр. События произошли на защищающих мост миротворческих постах КПП № 9 (левый, правый) СМС в ночь с 31 декабря 2011 года на 1 января 2012 года и вызвали самую серьезную обеспокоенность администраций всех технологических объектов Приднестровья, расположенных на реке Днестр.
Стоит ли удивляться, что этот инцидент серьезно обеспокоил приднестровскую общественность, государственную администрацию г. Дубоссары и администрацию Дубоссарской ГЭС. Руководители и жители города справедливо полагали, что уж коль местные молдавские власти (в селах молдавской юрисдикции) оказались не способны удержать своих граждан от экстремистских выходок на мосту через реку Днестр, то нечто подобное может повториться и на рядом расположенной плотине Дубоссарской ГЭС, которая совершенно не защищена со стороны Молдовы. А это уже может иметь последствия для всего региона.
Одностороннее возведение молдавской стороной в непосредственной близости от стратегического объекта Приднестровья (плотины Дубоссарской ГЭС) инженерных (фортификационных) сооружений, осуществленное без уведомлений ОВК и решений ОКК, повлекло за собой предсказуемую реакцию в виде монтажа заградительных конструкций на теле плотины. При этом следует особо подчеркнуть, что используемые для этого металлические коробки были заранее приведены в негодное для боевых действий состояние.
Такие действия администрации гидроузла носят обоснованный характер, тем более, что крайняя необходимость в таких сооружениях для обеспечения мер безопасности плотины с правой стороны очевидна, поскольку весь защитный потенциал от несанкционированного проникновения автотранспорта в технологическую зону Дубоссарского гидроузла в этом месте до сих пор состоял из одного шлагбаума, изготовленного из дюймовой железной трубки.
Кстати, на левой (приднестровской) стороне плотины, помимо трехстороннего миротворческого поста СМС, оборудованного железобетонными блоками на проезжей части и долговременными огневыми точками на опасных направлениях, плотина также перегорожена постоянно закрытыми массивными железными воротами, наглухо блокирующими гидроузел от любого несанкционированного проникновения на тело плотины.
И надо сказать, что это не вызывает никакой негативной реакции приднестровской стороны, поскольку служит задаче обеспечения мира и безопасности.
В связи с изложенным возникают закономерные вопросы:
Почему минимально необходимые для защиты плотины меры, предпринятые после строительства в одностороннем порядке молдавской стороной сооружения из железобетонных конструкций в створе плотины, приводят молдавскую делегацию в состояние крайнего негодования?
Для каких целей молдавской делегации в ОКК крайне необходимо, чтобы плотина Дубоссарской ГЭС в нарушение технологических условий эксплуатации была полностью открыта со стороны Молдовы?
С какой целью необходимые меры по обеспечению безопасных условий функционирования Дубоссарской ГЭС молдавская делегация в ОКК пытается приравнять к односторонней установке целой сети железобетонных объектов РМ в Зоне Безопасности?
Почему в данной ситуации молдавская делегация в ОКК считает возможным угрожать Приднестровью дестабилизацией обстановки в Зоне Безопасности?
Приднестровская делегация исходит из того, что все озвученные выше вопросы являются предметом непосредственной компетенции Объединенной Контрольной Комиссии и нуждаются в детальном анализе складывающейся ситуации на уровне ОКК.
Также в молдавском заявлении особые упреки высказаны в сторону Старшего военного начальника МС Приднестровья, который, якобы, блокировал выезд военных наблюдателей на плотину Дубоссарской ГЭС. Следует обратить внимание молдавских коллег на то, что у военных наблюдателей есть инструкция, устанавливающая порядок их работы, которым не предусматривается мониторинг хозяйствующих субъектов и их деятельности.
Ведь именно на это ссылался Старший военный начальник МС РМ, который в течение двух недель, предшествовавших работам по восстановлению технической безопасности плотины Дубоссарского гидроузла, активно блокировал выезд военных наблюдателей для фиксации факта инженерно-строительных работ, проводимых молдавской стороной в непосредственной близости от плотины ГЭС.
В своем заявлении молдавская делегация также опрометчиво напоминает о том, что в феврале 2006 года приднестровские силовые структуры уже устанавливали на плотине ГЭС металлические конструкции, которые, якобы, перекрыли свободное передвижение через плотину ГЭС, «в результате чего люди, проживающие в Дубэссарском районе РМ, не могли попасть на левый берег Днестра». Не уточняют коллеги, что «металлические конструкции» представляли собой обыкновенную калитку, которая, в силу своей малозначимости, никак не могла вызвать «гуманитарную катастрофу» в правобережной Молдове, о которой молдавская сторона информировала европейскую общественность.
Равным образом молдавская делегация в своем заявлении не упоминает, что по решению экстренного заседания ОКК, созванного по инициативе молдавской делегации в связи с этой назревающей «гуманитарной катастрофой», приднестровская сторона калитку убрала, а Объединенное Военное Командование было обязано на правой стороне плотины Дубоссарской ГЭС выставить трехсторонний пост СМС.
Очевидно то, что в такой редакции молдавского заявления есть своя логика – неудобно делегации Республики Молдова в Объединенной Контрольной Комиссии вспоминать, что именно благодаря жесткому противодействию молдавской делегации в течение прошедших после 2012 года шести лет миротворческий пост на правой стороне плотины Дубоссарской ГЭС так и не был выставлен, несмотря на настойчивые требования приднестровской стороны.
Следует также напомнить, что Приднестровье согласилось на отсутствие дополнительного поста СМС на правой стороне плотины только в связи с решением экстренного заседания ОКК от 16 февраля 2012 года, на которое ссылаются молдавские коллеги, которым предусмотрено выставление поста приднестровских правоохранительных органов вблизи от КПП CMC № 7.
Приходится еще раз напоминать молдавским коллегам, что пограничные структуры, так волнующие молдавскую делегацию, являются правоохранительными органами в соответствии с международным правом, в том числе и в соответствии с законодательством РМ. В этой связи весь трагический пафос молдавского заявления по этому поводу явно неуместен.
А вот что должно действительно обеспокоить делегации Объединенной Контрольной Комиссии, всех участников миротворческой операции, а также общественность Приднестровья и Молдовы так это прямая угроза, заявленная молдавской делегацией в распространенном 18 декабря 2013 года документе – Цитата: «В случае продолжения (Приднестровьем) деструктивного курса, молдавская сторона будет вынуждена предпринять необходимые меры для обеспечения безопасности людей и их свободного перемещения» (!).
Исходя из прошлого опыта можно предположить, что в скором будущем из Кишинева будет вновь привезен очередной десант «возмущенных граждан Молдовы» и переодетых полицейских, которые при поддержке экзальтированных местных жителей предпримут эти самые «меры для обеспечения безопасности людей и их свободного перемещения», как это уже не раз бывало. Например, как это случалось в январе 2012 года на посту СМС КПП № 9 (левый, правый), в апреле 2013 года в микрорайоне Северный (г. Бендеры) и уже 31 декабря 2013 года на посту СМС КПП № 9 (правый), когда ситуация была близка к повторению январского сценария 2012 года.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами делегация Приднестровья в ОКК обращается к участникам миротворческого процесса с призывом предостеречь молдавскую сторону от односторонних действий и тенденциозных оценок, и, тем более, от угроз в адрес своих партнеров в миротворческом формате, да и в целом – в адрес Объединенной Контрольной Комиссии.
В свете подобных угроз призывы молдавской делегации к «совместным действиям по выработке решений, способствующих укреплению доверия» в Зоне Безопасности теряют свой содержательный характер, обретая черты формальности.
Приднестровская делегация в ОКК призывает молдавскую сторону к взвешенной позиции и конструктивной совместной работе, четко регламентированной руководящими документами ОКК, которая, как показывает успешный двадцатилетний опыт, способна обеспечить мир и стабильность в Зоне Безопасности.
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья О. Л. Беляков
Члены делегации
ОКК от Приднестровья
В. В. Вакарчук
В.В.Игнатьев
К. М. Калиненок
О. А. Обручков
П. В. Михайлов