В Объединенную Контрольную Комиссию
ЗАЯВЛЕНИЕ
О недопустимом тенденциозном и преднамеренно искаженном толковании молдавской делегацией в ОКК событий в Зоне Безопасности
(Ответ на заявление делегации Республики Молдова № ОКК-41 от 25.06.2014 г.)
Обращение делегации Молдовы № ОКК-41 от 25.06.2014 г. о, якобы, самовольном изменении приднестровской стороной инфраструктуры постов силовых структур в РПРБ, г. Бендеры, вызывает вполне законное недоумение и не может быть проигнорировано приднестровской стороной в силу его искаженного и тенденциозного содержания.
Озабоченность делегации Республики Молдова в ОКК действиями «приднестровских силовых структур, которые могут привести к обострению ситуации на Южном Участке Зоны Безопасности и в РПРБ г. Бендеры» весьма напоминает то, что в народе принято называть «крокодиловыми слезами».
Молдавская делегация в ОКК безапелляционно заявляет об одностороннем порядке установки 23 июня 2014 года на погранично-таможенно-миграционном посту при выезде из города Бендеры в сторону города Кишинев четырех вагончиков. Далее утверждается, что, таким образом, якобы, без согласования и соответствующего решения Объединенной Контрольной Комиссии наращивается инфраструктура поста. Столь показная настороженность молдавских коллег удивляет, поскольку она безосновательна.
Прежде всего, следует напомнить, что 15.08.2013 г. Старшим военным начальником МС Приднестровья в адрес СВН РФ, СВН РМ, СВН ГВН Украины было направлено письмо № 599, которым они извещались, что «ГТК Приднестровья в целях улучшения пропускной способности и обеспечения ускорения перемещения граждан, транспортных средств и грузов, создания благоприятных условии несения службы сотрудниками таможенных органов Приднестровья, в ближайшее время будут проводиться следующие работы: ПТМП дорога Бендеры-Кишинев – расширение дорожного полотна и прокладка дополнительных полос, установка модуль-вагончиков». В 2014 году данная информация была продублирована.
Также напоминаем, что весной 2013 года, когда делегация Молдовы грубо нарушая Регламент ОКК, практически заблокировала работу Комиссии, молдавской стороной было заявлено об организации системного и полномасштабного учёта граждан на маршрутах передвижения на правом берегу реки Днестр на «внутренних пунктах пропуска» Республики Молдова, а именно: Гырбовец (Новые Анены), Хаджимус (Каушаны), Пырыта, Криуляны, Резина, Сэнэтэука (Флорешты).
По этой причине в 2013 году Старшим военным начальником МС РМ в адрес СВН РФ, СВН Приднестровья, СВН ГВН Украины также было направлено несколько уведомлений с текстом, полностью аналогичным письму № 599 от 15.08.2013 г. СВН Приднестровья, о начале работ в целях улучшения условий службы на молдавских постах, преобразованных во «внутренние пункты пропуска».
Между тем, все указанные пункты расположены непосредственно в Зоне Безопасности, и никаких решений ОКК по этому поводу нет и, согласно нормативной базе ОКК, быть не может. По состоянию на 23 июня 2014 года объективно установлено, что на стационарных таможенно-полицейско-миграционных постах Республики Молдова, находящихся в Зоне Безопасности, произошло реальное увеличение их инфраструктуры, а именно:
- Сенатовка - был 1 вагончик, стало 2 вагончика.
- Резина-мост - было 2 вагончика, стало 3 вагончика.
- Криуляны-мост - был 1 вагончика, стало 2 вагончика.
- Криуляны-трасса - было 2 вагончика, стало 3 вагончика.
- Пырыта - было 2 вагончика, стало 3 вагончика.
- Раскайцы - был 1 вагончик, стало 2 вагончика.
- Хаджимус - был 1 вагончик, стало 2 вагончика.
Как в свете этих событий стоит относиться к молдавскому утверждению, что «без согласования с ОКК и ОВК производится систематическое расширение и укрепление силовых структур ПР в ЗБ и РПРБ»? Молдавская сторона всего лишь улучшает условия службы на молдавских постах, а равно такие же действия приднестровской стороны – это несомненный признак укрепления силовых структур Приднестровья в Зоне Безопасности, что угрожает миру в регионе и требует смены формата миротворческой операции.
Вызывает глубокое разочарование то, что делегация Молдовы в ОКК настойчиво продолжает обвинять приднестровскую сторону в искажении основополагающих документов, регламентирующих миротворческую операцию, в частности, «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21 июля 1992 г. и Одесского соглашения от 20 марта 1998 г.
К сожалению, авторы молдавского обращения № ОКК-41 от 25.06.2014 г. вновь необоснованно апеллируют к Протоколу ОКК № 66 от 3 марта 1993 года в части необходимости проведения дополнительных консультаций приднестровской делегацией в ОКК относительно пограничных постов в Зоне Безопасности.
И это отнюдь не новации молдавской стороны, которая просто не желает слышать оппонентов. Это просто пролонгирование своего неодолимого желания выхватывать подходящий для обоснования своих же взглядов контекст основополагающих документов действующей миротворческой операции.
По этому поводу приднестровская делегация на заявление делегации Молдовы в ОКК (№ ОК-102 от 23.09.2010 г.) уже давала развернутый ответ в своем заявлении № ОКК-118 от 20.10.2010 г.
Не воспроизводя все это заявление делегации Приднестровья в ОКК, полагаем необходимым напомнить лишь ту его часть, которая прямо относится к волнующему молдавскую делегацию вопросу:
«В Соглашении от 20 марта 1998 года «О мерах доверия и развития контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем» заложены положения, которые молдавская сторона, с упорством, достойным лучшего применения, старается оспорить. В Преамбуле Соглашения 1998 года, подписанного в городе Одессе, все до единого подписанты, и Президент Молдовы в том числе, сочли возможным установить следующее:
«Руководство Республики Молдова и Приднестровья, именуемые далее Сторонами, исходя из положений, зафиксированных в Меморандуме об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем от 8 мая 1997 года в заявлениях Президентов Российской Федерации и Украины, стремясь приблизить полномасштабное урегулирование конфликта, в целях создания благоприятной атмосферы для восстановления взаимопонимания, облегчения контактов между людьми, договорились безотлагательно осуществить следующие меры: …» – далее следует десять пунктов, раскрывающих предмет Соглашения, четвертым из которых установлена обязанность:
«Комиссии по координации и обеспечению переговорного процесса разработать в двухмесячный срок согласованные предложения относительно поэтапного сокращения числа установленных пограничных постов между Республикой Молдова и Приднестровьем и другие меры с целью создания благоприятного режима для перемещения людей, товаров и услуг».
Речь идет о пограничных постах между Республикой Молдова и Приднестровьем, то есть – речь идет о реально существующем разграничении.
Нет никаких оснований обвинять Приднестровье в наличии «де-факто» пограничной составляющей в Зоне Безопасности между Республикой Молдова и Приднестровьем, что сочли возможным указать в столь важном документе высшее руководство конфликтующих сторон, стран-гарантов (Российская Федерация и Украина) и Миссии ОБСЕ.
В этой связи не может не вызывать недоумения отрицательная позиция делегации Молдовы в Объединенной Контрольной Комиссии, упорно не желающей признавать терминологию документа, подписанного собственным Президентом. Еще раз напоминаем, что документ имеет четко обозначенное название – «О мерах доверия и развития контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем» и название это как-либо по-иному истолковать просто не возможно».
Таким образом, вопрос, поднятый в Протоколе ОКК № 66, был полностью закрыт решением высшего руководства Сторон, закрепленном в Одесском Соглашении от 20 марта 1998 года, поскольку получать более высокие консультации приднестровской делегации в ОКК более не у кого.
Пора бы уже прекратить столь недостойные спекуляции, рассчитанные на то, что ранее достигнутые договоренности уже забыты.
Кроме того, молдавским коллегам давно стоит задуматься над собственными изречениями, допускаемые ими, в том числе и в Обращении делегации РМ № ОКК-41 от 25.06.2014 г., типа – «Благодаря настойчивым усилиям молдавской делегации эти проблемные вопросы были внесены в повестку дня заседаний ОКК, однако их обсуждение длится на протяжении нескольких лет без должной реакции Комиссии на эти неправомерные действия».
А чего ожидает делегация Молдовы в ОКК? Того, что приднестровская делегация дезавуирует Соглашение, подписанное высшими руководителями Сторон? Так этого не будет. У ОКК нет такой компетенции.
В то же время, авторам молдавского обращения стоило бы объяснить респондентам, что на самом деле означают так называемые «настойчивые усилия молдавской делегации» по внесению в повестку дня заседаний ОКК «этих проблемных вопросов». Ведь на самом деле эти усилия не что иное, как ультимативные требования молдавской делегации в ОКК, являющиеся грубейшим нарушением раздела 5 Регламента ОКК, о внеконсенсусном внесении молдавских предложений в повестку дня – иначе ОКК работать не будет.
Складывается впечатление, что молдавская делегация опасается продолжения миротворческой операции в действующем формате. Свои опасения делегация Молдовы реализует, как правило, путём блокирования, опять же с грубыми нарушениями Регламента ОКК, заседаний ОКК, по принципу – нет диалога, нет и последствий.
Подобные демарши в ОКК Молдова устраивала раньше, не отказывается от них, как показывает практика, и сегодня. Например, в 2005 члены делегации на протяжении года вовсе не присутствовали на заседаниях. Причиной тому стала проблема вокруг села Дороцкого, точнее земель, расположенных на территории Приднестровья.
Между тем, руководящий орган миротворческой операции продолжал функционировать, заседания превратились в совещания, военные продолжали нести службу в штатном режиме.
В 2013 году молдавская делегация аналогичным образом под надуманным предлогом заблокировала работу Объединенной Контрольной Комиссии в период с мая месяца по сентябрь. При этом, пользуясь искусственно затрудненной усилиями молдавской делегации работы ОКК и отсутствием ввиду этого должного мониторинга Зоны Безопасности, молдавская сторона активно приступила к полному переформатированию инфраструктуры на шести погранично-полицейских постах Молдовы по линии разграничения с Приднестровьем.
В течение полугода ОКК не имела никакой возможности реагировать на противоправную деятельность Молдовы в Зоне Безопасности. После возобновления работы Объединенная Контрольная Комиссия могла только констатировать свершившийся факт – наличие, по сути, новых так называемых «внутренних пунктов пропуска» РМ в зоне Безопасности.
Приднестровская делегация констатирует, что срыв заседаний ОКК молдавской стороной никогда не оставался без последствий для миротворческой операции, без качественных изменений обстановки внутри Зоны Безопасности. И, как правило, затем следовали обвинения в адрес приднестровской стороны в нарушении порядка проведения миротворческой операции.
Авторы молдавского заявления № ОКК-41 от 25.06.2014 г. в этом же обвинительном ключе утверждают, что «сегодня приднестровская сторона проводит, без согласования с ОКК, подготовительные работы по усилению инфраструктуры поста силовых структур при въезде в г. Бендеры со стороны н.п. Варница, в Районе с повышенным режимом безопасности».
Между тем, о предстоящих работах на этом посту ОВК был уведомлен и данное утверждение молдавской делегации призвано лишь сгустить краски в своем обращении. Во всех выступлениях, во всех документах молдавской делегации в ОКК, особенно в последние годы, всегда красной нитью проходит ярлык «приднестровские силовые структуры в РПРБ». Заявление № ОКК-41 от 25.06.2014 г. в этом смысле тоже не исключение.
Однако приходится напоминать, что относится к подобному определению, приднестровская сторона никогда не скрывала, в отличие от своих молдавских коллег. Например, в сентябре 2010 года было установлено, что в село Варница (город Бендеры), в Район с повышенным режимом безопасности, введен батальон патрульно-постовой службы полиции Молдовы соответственно оснащенный и вооруженный.
Основной задачей, стоящей перед вооруженным штатным оружием личным составом этого полицейского батальона, определена задача патрулирования микрорайона Северный города Бендеры, не находящегося под молдавской юрисдикцией, а являющегося зоной ответственности правоохранительных органов Приднестровья).
Молдавская делегация в ОКК подтвердила, что это действительно так, но свою обязанность согласовывать подобные действия с ОКК категорически отрицает. Более того, до настоящего времени молдавская сторона блокирует выезд военных наблюдателей для контроля. Нетрудно предположить, что это заботливо подготовленная предпосылка для обострения ситуации в этом постоянно тлеющем очаге напряженности в городе Бендеры.
Приднестровская делегация считает необходимым напомнить молдавской делегации о совместном Обращении делегации Российской Федерации, представителей Украины и Миссии ОБСЕ в ОКК от 25 февраля 2014 г., в котором содержится ясный призыв не допускать эскалации напряженности в зоне ответственности СМС.
Ведь в действующем формате миротворческой операции все очень просто – не допускать возобновления боевых действий в регионе, беречь мир и способствовать переговорному процессу между Сторонами. Главное – не создавать предпосылки к его осложнению, тем более с привлечением механизмов миротворческой операции.
Стороны определяют, как будут обустроены подотчетные территории, как будут строиться между ними отношения. ОКК осуществляет предохранительные функции в Зоне Безопасности.
Это было раньше, это имеет место и сегодня. При этом надо иметь в виду, что срыв делегацией РМ заседаний ОКК (последний раз 26.06.2014 г.), огульные обвинения в адрес приднестровской стороны в надуманных нарушениях порядка миротворческой операции можно расценивать лишь как усилия молдавской стороны, направленные, с большой долей вероятности, на слом миротворческой операции, по крайней мере, в том формате, который сегодня есть.
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья О. Л. Беляков
Члены делегации
ОКК от Приднестровья
В. В. Вакарчук
В.В.Игнатьев
К. М. Калиненок
О. А. Обручков
П. В. Михайлов