В Объединенную Контрольную Комиссию
ЗАЯВЛЕНИЕ
о недопустимой практике делегации Республики Молдова
по блокированию работы Объединенной Контрольной Комиссии
Делегация Молдовы в ОКК все чаще и чаще прибегает к недопустимой практике воспрепятствования нормальной работе Контрольной Комиссии, используя при этом явно надуманные предлоги и называя несуществующие причины, якобы, «вынуждающие» ее так поступать. Принимая во внимание это обстоятельство, приднестровская делегация в ОКК полагает необходимым донести свою обеспокоенность таким искусственным положением дел и выражает свое исключительно негативное отношение к этому явлению.
Прежде всего – в 1992 году была создана Объединенная Контрольная Комиссия «в целях обеспечения контроля за соблюдением режима прекращения огня, выполнения договоренностей об отводе частей вооруженных сил и иных формирований, боевой техники и вооружения, создания зоны безопасности между сторонами в конфликте». «Контрольная комиссия является постоянно действующим органом представителей трёх сторон, участвующих в урегулировании вооруженного конфликта». Объединенная Контрольная Комиссия образована также с целью содействия урегулированию конфликта мирными политическими средствами.
Данные установки не являются вольной интерпретацией задач и полномочий ОКК. Это краеугольные нормы, определяющие компетенцию Контрольной Комиссии и закрепленные в Статусе ОКК, Регламенте ОКК и др. нормативных документах ОКК, которыми четко отграничиваются рамки функционирования основного руководящего органа миротворческой операции.
Расширительному толкованию эти нормы не подлежат. Более того, данные установки являются прямым повторением норм статьи 1 и статьи 7 Соглашения «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21.07.1992 г. – главного документа, определяющего проведение всей миротворческой операции в Приднестровье.
Однако, действия молдавской делегации в ОКК, к сожалению, не редко идут в разрез с основами миротворческого процесса, положившего конец кровопролитию в 1992 году и успешно поддерживающего мир в регионе уже 22 года.
Фактом стало то, что члены молдавской делегации в ОКК неоднократно откровенно требовали от участников миротворческого процесса практического пересмотра действующих все это время принципов мирного урегулирования вооруженного конфликта. Этот факт выражается в участившихся блокадах нормальной работы ОКК, в открытом невыполнении ранее принятых решений, в настойчиво-демонстративном использовании не по назначению институтов миротворческой операции (в частности – ООСГ, военнослужащих молдавского контингента СМС и военных наблюдателей). Представляется, что при этом цели преследуются какие угодно, но только не для укрепления спокойствия и стабильности в Зоне Безопасности.
Так, молдавская делегация нередко прибегает к достойной сожаления практике «продавливания» интересующих ее проблем. Иногда работа Комиссии блокируется путем внесения предложений о включении в повестку дня очередного заседания ОКК вопросов, которые является заведомо неприемлемыми для приднестровской стороны.
Несмотря на то, что в соответствии со статьей 5.1. Регламента повестка дня заседаний ОКК формируется на основе согласия участников и при отсутствии такового предлагаемый вопрос в повестку дня не включается, молдавская делегация настаивает на следующем видении проблемы – либо включаем вопрос в повестку дня, либо ОКК работать не будет.
Именно таким образом, посредством подобных ультимативных требований, молдавская делегация заблокировала работу ОКК 26 июня 2014 года, не позволив утвердить повестку дня и открыть заседание ОКК. Столь неконструктивная деятельность продолжена молдавской делегацией также 3 июля и 10 июля 2014 года.
Ситуация показательна: молдавская делегация настаивает на включении в повестку дня вопросов, не входящих в компетенцию ОКК. При этом молдавская делегация, грубо нарушая Регламент ОКК, готова часами обсуждать только эту проблему, игнорируя уже согласованные вопросы повестки. И не только «готова», но и вынуждает всех участников миротворческого процесса до утверждения повестки дня полемизировать по навязанной молдавской стороной схеме.
Более того, делегация Молдовы в ОКК отказывается включать в повестку дня обсуждение доклада ОВК о положении дел в Зоне Безопасности за период с 25 июня по 1 июля 2014 года на том основании, что этот доклад не подписан молдавским же Старшим военным начальником.
В свою очередь СВН МС РМ не подписывает доклад потому, что акт военных наблюдателей не подписан молдавским же военным наблюдателем по той причине, что к акту не приложено так называемое его «особое мнение».
То есть, по логике молдавских коллег недельный отчет одного из главных институтов миротворческой операции – Объединенного Военного Командования – об обстановке в ЗБ не должен рассматриваться без «особого мнения» молдавского военного наблюдателя (документа, вообще не предусмотренного нормативной базой миротворческой операции).
Это прямое нарушение протокола ОКК № 614 от 6 марта 2008 года, именно, – «2.1. ОКК требует от ОВК исключить факты неподписания недельных докладов ОВК и актов групп военных наблюдателей».
Между тем, все очень просто: военные наблюдатели обязаны подписать акт о контроле ЗБ, но каждый из них может доложить о своем несогласии с теми или иными формулировками в акте своему начальнику рапортом, что может быть обсуждено на ОВК или даже на ОКК в разделе повестки дня «Разное». Но от такой работы молдавская сторона сознательно уходит.
Таким образом, навязывая Объединенной Контрольной Комиссии ревизию установленного порядка проведения миротворческой операции, в тоже время, уже явно вопреки требованиям Регламента ОКК, молдавская делегация категорически возражает против приложения «особых мнений» делегаций для оформления решений по ряду вопросов, находящихся в правовом поле ОКК, но по которым не достигнут консенсус. Эта позиция вызывает законное недоумение.
Основными претензиями молдавской делегации в ОКК к приднестровской стороне являются: наличие в ЗБ приднестровских пограничных постов, усилия правоохранительных органов Приднестровья в ЗБ при работе по принципу территориальности, а также, якобы, «блокирование» приднестровской стороной выезда военных наблюдателей по требованию СВН МС РМ. Эти претензии надуманы и не обоснованы. Но именно этими претензиями обусловлены почти все неконструктивные действия молдавской делегации в ОКК по ревизии миротворческой операции.
Во-первых, следует напомнить, что цели создания ОКК и задачи стоящие перед этим органом миротворческой операции определены в статьях 1 и 7 Соглашения от 21 июля 1992 года и закреплены Статусом и Регламентом ОКК, о чем выше уже шла речь. А это означает, требование выезда военных наблюдателей со стороны любого из трех СВН воинских контингентов СМС (РФ, РМ, Приднестровья) вне этих целей и задач, а, например, для фиксирования споров хозяйствующих субъектов в ЗБ, или в случаях несогласия с правоприменительной практикой Сторон на территориях ЗБ, находящихся в молдавской или приднестровской юрисдикции и т.п., – это попытка необоснованного расширения компетенции миротворческого формата. По большому счету – это попытка приведения в ненадлежащее состояние всего того механизма благодаря которому уже более двух десятилетий на берегах Днестра царит мир.
Во-вторых, наличие пограничных постов Приднестровья в ЗБ констатировано Соглашением «О мерах доверия и развитии контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем» от 20 марта 1998 года, г. Одесса. Пунктом 4 этого Соглашения предложено «Комиссии по координации и обеспечению переговорного процесса разработать в двухмесячный срок согласованные предложения относительно поэтапного сокращения числа установленных пограничных постов между Республикой Молдова и Приднестровьем и другие меры с целью создания благоприятного режима для перемещения людей, товаров и услуг».
Напоминаем, что речь идет о пограничных постах, которые могут быть сокращены, а не обязательно должны быть ликвидированы. И возможность решения этого вопроса делегирована Сторонам, а вовсе не поручена ОКК. Более того, речь не идет о столь беспокоящей молдавскую делегацию, так называемой, «легализации» постов. Имеет место только констатация их наличия в ЗБ и обеспечение надлежащего контроля за ними в соответствии с целями и задачами ОКК, определенными Соглашением 1992 года. Определение же их судьбы – это бесспорно предмет переговоров Сторон, а, вовсе, не предлог для блокирования работы ОКК.
В-третьих, что касается деятельности приднестровских правоохранительных органов в ЗБ по принципу территориальности и предложения молдавским коллегам поступать так же, то это всего лишь требования Приложения № 2 к протоколу № 15 от 14.08.1992 г. «Временное положение об основных принципах деятельности правоохранительных органов в зонах с повышенным режимом безопасности Приднестровского региона Республики Молдова» (Статья 3): «Органы полиции, милиции осуществляют свои функции по охране правопорядка и борьбе с преступностью в Зоне Безопасности по территориальности».
И вот в свете сказанного выше приднестровская делегация обращает внимание участников Объединенной Контрольной Комиссии на (некоторые из многих) факты, действительно заслуживающие внимание ОКК.
1. В ноябре 1992 года батальон российских миротворцев, следовавший в соответствии с принятым ОКК протокольным решением в микрорайон Варница, к определенному ему месту дислокации на территории бывшего релейно-кабельного батальона 14 ОВА РФ был заблокирован вооруженными подразделениями ОПОНа МВД РМ и МС РМ с угрозой применения оружия и принужден к отходу на исходные позиции. Решение ОКК так и не было выполнено из-за нежелания молдавской стороны его исполнять.
2. В марте 2011 года сотрудником батальона спецназа «Фулджер» МВД РМ предпринимается попытка тайного проникновения из Молдовы в город Бендеры с целью ввоза в Район с повышенным режимом безопасности денежных средств в особо крупных размерах. В составе ООСГ от РМ он не числится.
3. Ежегодно Объединенное Военное Командование СМС уведомляется молдавской стороной о том, что в Зоне Безопасности, в городе Вадул-Луй-Водэ, в течение 4-5 месяцев полицией РМ будет осуществляться комплекс мер по усилению охраны общественного порядка. В этих целях обычно вводятся вооруженные подразделения полиции или карабинеров МВД РМ. Приднестровские предложения о выезде военных наблюдателей для проверки данной информации без внятных объяснений, как правило, блокировались молдавской стороной.
4. В сентябре 2010 года было установлено, что в село Варница (город Бендеры), в Район с повышенным режимом безопасности, без каких либо уведомлений в одностороннем порядке был введен батальон патрульно-постовой службы полиции Молдовы со штатным вооружением и специальной техникой. Молдавская сторона блокировала выезд военных наблюдателей для контроля. Решения ОКК по этому вопросу нет до сих пор.
5. В сентябре 2011 года от трассы Тирасполь - Рыбница по направлению к н.п. Погребя, без уведомления ОВК, ОКК был проведен капитальный ремонт гравийной дороги. На дороге были выставлены посты полиции Молдовы, чем были нарушены ранее принятые решения ОКК. Выставление приднестровского пограничного поста на этой же дороге стало предлогом для инициирования экстренного заседания ОКК, затянувшегося на четыре месяца и сильно ограничившего работу Комиссии.
6. В ноябре 2011 года в районе н.п. Бульбоаке, в прямом соприкосновении с Зоной Безопасности, НА РМ проведены артиллерийские учения «ATLANT-2011» в ходе которых 04.11.2011 г. непосредственно в Зоне Безопасности рядом с н.п. Балабанешты были развернуты две батареи 120 мм минометов в количестве 12 единиц, что прямо запрещено Соглашением 1992 года. Военные наблюдатели не были допущены молдавской стороной для проверки этой информации.
7. 12.04.2012 г. шесть военнослужащих МС РМ во главе с командиром батальона МС РМ, при участии председателя Дубоссарского района Республики Молдова и ряда примарей сел (глав сельской администрации) района, при поддержке полицейских РМ во главе с комиссаром полиции Дубоссарского района РМ и в присутствии специально приглашенных СМИ РМ демонстративно уничтожили часть инфраструктуры поста КПП-9 СМС (левый).
8. На центральном участке Зоны Безопасности сотрудники полиции РМ 11.05.2012 г., 13.05.2012 г., 15.05.2012 г., 25.05.2012 г. задерживали служебные автомобили, оборудованные знаком «МС» установленного образца с военнослужащими МС ПР, МС РФ, военными наблюдателями четырех сторон.
Автотранспорт МС после длительных разбирательств был пропущен полицейскими на маршрут следования только после разрешения (!) комиссара полиции в с. Устье.
9. 7 октября 2012 года сотрудники полиции РМ намеренно нарушая принцип территориальности прибыли в микрорайон «Северный» г. Бендеры для расследования ДТП. Полицейские Молдовы были вооружены, что является грубым нарушением нормативных документов ОКК.
10. 24-25.08.2013 г. блокирование молдавской стороной выезда группы военных наблюдателей на аэродром н.п. Вадул-луй-Водэ в связи с несанкционированными полетами легкомоторного самолета РМ и десантированием парашютистов в Зоне Безопасности, без извещения ОВК.
11. 01.10.2013 г. Молдова завершила организацию одностороннего системного и полномасштабного учёта граждан на маршрутах передвижения на правом берегу реки Днестр на усовершенствованных в течение полугода постах без извещения ОВК, в нарушение ранее достигнутых договоренностей в рамках протокола № 574 от 2007 года, а именно, – выставила погранично-миграционные посты Гырбовец (Новые Анены), Хаджимус (Каушаны), Пырыта, Криуляны, Резина, Сэнэтэука (Флорешты).
Таким образом, РМ приступила к формированию полноценной государственной границы с Приднестровьем.
Следует иметь в виду, что, громко обвиняя Приднестровье в одностороннем выставлении постов, «блокировании» выезда военных наблюдателей, молдавская сторона сама выставляет погранично-миграционные, таможенные посты (например, в районе миротворческого поста КПП № 8 СМС (правый). Выезды военных наблюдателей молдавской стороной всегда жестко блокируются.
Неоднократно, только в 2014 году, без согласования с приднестровской стороной и без уведомления ОВК легкомоторные самолёты РМ проникали в воздушное пространство Приднестровья в Зоне Безопасности и осуществили полёты над городами и промышленными предприятиями Приднестровья.
Несмотря на эти многочисленные нарушения молдавской стороной порядка проведения миротворческой операции, приднестровская делегация в ОКК ни разу не предпринимала попыток блокирования работы ОКК, поскольку только этот орган может обеспечить невозобновление вооруженного конфликта и создавать условия для переговорного процесса по мирному урегулированию.
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья О. Л. Беляков
Члены делегации
ОКК от Приднестровья
В. В. Вакарчук
В.В.Игнатьев
К. М. Калиненок
О. А. Обручков
П. В. Михайлов