В Объдиненную Контрольную Комиссию
ОБРАЩЕНИЕ
Об инициативах молдавской делегации, изложенных в обращении
№ ОКК-026 от 5 сентября 2018 года
Приднестровская делегация в ОКК изучила обращение делегации Республики Молдова № ОКК-026 от 5 сентября 2018 года и полагает необходимым довести до участников работы ОКК свое мнение.
Действующие механизмы миротворческой операции 26 лет сохраняют мир и безопасность в зоне неурегулированного конфликта, в которой уже более четверти века нет боевых столкновений, нет угрозы кровопролития. Руководит этой миротворческой операцией Объединенная Контрольная Комиссия, чьи задачи определены статьями 1, 2, 3 Соглашения 1992 года, регламентирующими гарантии невозобновления боевых действий.
Статьей 7 Соглашения установлено, что меры, предусмотренные этим Соглашением, в том числе и для ОКК (ст. 1, 2, 3), являются важной составной частью процесса урегулирования конфликта мирными, политическими средствами. То есть – сама миротворческая операция, создание ее руководящего органа (ОКК) и все ее институты – это меры, помогающие урегулированию, а не органы этого процесса, наделенные необходимой компетенцией.
Далее, в преамбуле к Соглашению от 21.07.1992 г. указано, что его подписанию предшествовала договоренность президентов РФ и РМ от 3 июля 1992 года. Этой договоренностью было достигнуто принципиальное взаимопонимание необходимости издания такого документа, позволившего Российской Федерации остановить кровопролитие в Приднестровье путем легального ввода своих миротворческих сил (шесть батальонов МС РФ) в зону конфликта и обеспечения своим присутствием гарантий невозобновления боевых действий.
К сожалению, предложения молдавской делегации, изложенные в обращении № ОКК-026 от 5 сентября 2018 годаоб «эксперименте» в ОВК – не что иное, как инициация радикальной ревизии механизмов миротворческой операции успешно обеспечивающей мир в регионе в течение последних 26 лет. Возникает вопрос – зачем?
Вполне очевидно, что эта несомненная попытка подмены миротворческих функций миротворческой операции функциями инструмента достижения политических целей одной из сторон никак не может быть Объединенной Контрольной Комиссией уложена в рамки своей компетенции.
Приднестровская делегация напоминает участникам работы ОКК, что посты силовых структур в Зоне Безопасности в силу своего предназначения обеспечивают правопорядок и выставляются с целью его поддержания соответствующими руководящими органами сторон. Они могут подлежать ограничениям со стороны миротворческих институтов только в случае реальной угрозы с их стороны в плане возобновления боевых действий.
И это касается не только полиции и милиции в Зоне Безопасности, но также: и пограничной полиции Молдовы, и пограничников Приднестровья, и пограничной стражи (если бы такая по типу ряда европейских стран была в регионе) поскольку международное право, в том числе и в трактовании юридических подразделений ОБСЕ, определяет все пограничные структуры как «правоохранительные структуры», так как они пресекают правонарушения, связанные с незаконным проникновением на чужие территории.
В этом контексте, несомненно, показателен прецедент появления Постановления Правительства РМ от 20 сентября 2013 года № 752 «Об утверждении Положения о мобильных группах Пограничной полиции и о внесении дополнений в Постановление Правительства от 13 мая 2009 г. № 357».
Согласно этому документу, Департамент Пограничной полиции МВД РМ создает мобильные бригады, которые обеспечивают инспектирование подконтрольной территории на более обширных зонах, как на государственной границе, так и за ее пределами в рамках пограничных операций. Эти мобильные бригады осуществляют свою деятельность в сотрудничестве с другими учреждениями, в том числе с Таможенной службой, Генеральным инспекторатом полиции, Бюро по миграции и беженцам, создавая совместные мобильные бригады. Цель– борьба с незаконной миграцией, торговлей людьми и другими трансграничными преступлениями в соответствии с взятыми Молдовой обязательствами по реализации Плана действий по либерализации визового режима с ЕС.
Согласно статье 7Постановления Правительства РМ от 20 сентября 2013 года № 752 – «В своей деятельности мобильные группы будут соблюдать существующий режим в Зоне Безопасности». Точнее не выскажешься – значит, молдавская пограничная полиция функционирует по указанному предназначению в Зоне Безопасности в полном объеме. Зачем же замалчивать ее присутствие, уж коли оно предусмотрено молдавским законодательством? Во всяком случае, приднестровская сторона в миротворческой операции относится к этому с пониманием. При условии, конечно, соблюдения группами существующего режима в Зоне Безопасности. А вот работа пограничных постов Приднестровья в Зоне Безопасности вызывает резкие возражения молдавских коллег. Это не правильно.
Необходимо четко отдавать себе отчет в том, что вопросы единства Молдовы и Приднестровья или их разделения – это предмет переговорного процесса по «мирному урегулированию вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», чему ОКК согласно статье 7 Соглашения должна способствовать, а не создавать конфронтацию, которую предлагает молдавская делегация.
Сегодня молдавской делегации в ОКК не нравится, что военные наблюдатели действуют по утвержденной для них Комиссией инструкции и не фиксируют, например, административно-хозяйственные споры субъектов на подотчетных ОКК территориях. Не согласна молдавская делегация с тем, что начальник Объединенного штаба, военный комендант, старшие групп военных наблюдателей, старшие постов СМС являются военнослужащими, принадлежащими к Вооруженным Силам России – единственной страны, реально остановившей войну в Приднестровье и массовую гибель мирных жителей в 1992 году. Не нравится молдавской делегации, принятый в миротворческой операции, принцип консенсуса, только благодаря которому в течение более чем четверть века на берегах Днестра сохраняется мир, потому что консенсус никогда не обеспечивает выгоду только одной стороне, – это всегда взаимная уступка или взаимное ограничение.
Вот это самое «не нравится» в обращении делегации Молдовы № ОКК-026 от 5 сентября 2018 года воплотилось в полной мере.
Приднестровская делегация категорически не согласна с такой постановкой вопроса.
В свою очередь в рамках укрепления доверия, может быть, стоило бы не планировать ревизию миротворческих механизмов, а попробовать рассмотреть возможность их полного восстановления? Например, обратиться к руководству военного ведомства Российской Федерации с просьбой восстановления численности ВК МС РФ, временно сокращенной в одностороннем порядке без решения ОКК в начале 2000 годов; возобновления полетной деятельности вертолетной эскадрильи, приданной СМС от МО РФ, приостановленной Россией в одностороннем порядке без решения ОКК; восстановления комендантских подразделений в районах с повышенным режимом безопасности, сокращенных российской стороной в одностороннем порядке без решения ОКК.
Почему же молдавская сторона не предлагает подобного рода мер, которые реально могли бы облегчить жизнь гражданам, проживающим в Зоне Безопасности.
Не помешало бы укреплению доверия между сторонами возобновление тренировок по слаживанию подразделений СМС в Зоне Безопасности, прекращенных несколько лет назад молдавской стороной в одностороннем порядке. Тогда не потребовались бы молдавской делегации призывать Комиссию к оценке событий июня – августа 2018 года, достаточно неправомерно истолкованных молдавской стороной, как «грубые нарушения положений Соглашения 1992 года». Тренировались бы вместе, демонстрируя единство Совместных Миротворческих Сил и заинтересованность в достижении мира и политического урегулирования.
Более того, при соответствующих договоренностях, возможно, было бы привлекать и отдельные узкоспециализированные подразделения, например, для быстрого наведения понтонных переправ через реку Днестр. Ведь никто не отменял угрозу экологических и даже техногенных катастроф в нашем регионе. При их наступлении беда будет общей – и войны не надо.
Пока же, к сожалению, молдавские коллеги даже в проведении торжественных мероприятий по случаю 610-й годовщины города Бендеры с привлечением пяти понтонных секций для создания сценических площадок, видят исключительную угрозу своей безопасности. Удивление вызывает заявленная при этом аргументация – приднестровцы на понтонах будут задействовать в РПРБ (!) фейерверки…
А если и так, то что? Каждую субботу и воскресенье в РПРБ, г. Бендеры и н.п. Варница жители делают, к примеру, свадьбы и при этом радость свою выражают фейерверками, иногда, если позволяют средства – просто грандиозными. Это ли не угроза Зоне Безопасности?
Всё же надо видеть края в своей подозрительности.
Тренировки же по вождению, проведенные подразделениями ОГРВ13-15 августа сего года, на южном участке Зоны Безопасности в черте города Тирасполя, которые, якобы, привели, как указано в молдавском обращении к напряжению и обострению обстановки в Зоне Безопасности, между тем не несли миру в регионе никакой опасности.
На самом деле напряглись только военнослужащие РМ в ОВК и молдавские военные наблюдатели, а затем и вся молдавская делегация в ОКК. Не стоит забывать, что Соглашение 1992 года содержит ограничения на подобную деятельность в Зоне Безопасности только для сторон конфликта, но не для страны гаранта, остановившей этот конфликт и благодаря которой на правом и левом берегах Днестра выросло уже целое поколение, не знающее ужасов войны.
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья О. Л. Беляков
Члены делегации
ОКК от Приднестровья
В. В. Вакарчук
В.В.Игнатьев
К. М. Калиненок
О. А. Обручков
П. В. Михайлов