В Объдиненную Контрольную Комиссию
ЗАЯВЛЕНИЕ
О необходимости строгого соблюдения
Регламента Объединенной Контрольной Комиссии
(Ответ на заявление делегации Молдовы в ОКК
№ 23-18-2031 от 17 октября 2018 года)
Очередное заявление делегации Республики Молдова в ОКК № 23-18-2031 от 17 октября 2018 года, к сожалению, вновь демонстрирует явное нежелание молдавских коллег прилагать усилия к решению главных задач миротворческой операции в соответствии с требованиями Соглашения 1992 года к Объединенной Контрольной Комиссии, изложенными в 1, 2 и 3 статьях документа, подписанного, в том числе и президентом Республики Молдова.
Эти требования просты и не имеют альтернативы для процесса урегулирования вооруженного конфликта мирными, политическими средствами. Они сводятся к одному – нельзя допустить возобновления боевых действий. То есть ОКК должна руководить подчиненными ей механизмами миротворческой операции, контролировать их деятельность, направленную на прекращение огня, разведение воинских формирований сторон и военной техники, исключить предпосылки к возобновлению вооруженного противостояния. С этой целью была создана Зона безопасности, в которой не должно быть соприкосновения воинских подразделений сторон, не относящихся к СМС.
Требования ясны, однако все большее беспокойство вызывает то, что делает молдавская сторона по их воплощению в жизнь в течение уже довольно длительного времени. Делегация Молдовы в ОКК просто активно саботирует деятельность Комиссии. Как минимум за последние три года она дважды устраивала многомесячные блокады нормальной работы этого руководящего органа миротворческой операции, жестко фиксируя заседания ОКК на рассмотрении только одного, избранного молдавской делегацией вопроса из числа многих других вопросов утвержденной повестки дня.
Обычно достигается это требованием к Комиссии о принятии решения, которое, так или иначе будет отвечать преследуемым молдавской делегацией целям. При этом характерно, что требования, в таких случаях, как правило, не укладываются в задачи, поставленные для ОКК Соглашением 1992 года и по этой причине приниматься не должны. Однако коллеги просто отказываются обсуждать что-либо еще, пока не получат требуемое. Такие действия грубо противоречат Регламенту ОКК, снижают эффективность руководства миротворческой операцией. Факты согласия с такими требованиями приднестровской стороны, имеющие иногда место, членами молдавской делегации обычно преподносятся как правоустанавливающие прецеденты. Между тем – это вынужденные исключения, вызванные желанием приднестровской стороны разблокировать работу ОКК и продолжить миротворческий процесс в нормальном режиме.
С таким же, заданным деструктивным, противоречащим требованиям руководящих документов миротворческой операции, алгоритмом иногда действует и СВН ВК МС РМ. Он в таких случаях тоже просто не подписывает не устраивающие его доклады ОВК об обстановке в Зоне безопасности за прошедшую неделю. На заседаниях ОКК такие доклады не рассматриваются.
К сожалению, можно констатировать, что – это устоявшаяся практика работы молдавской делегации в ОКК. На сегодняшний день таких докладов уже больше двадцати. Причины, заявленные молдавской стороной как основания для столь деструктивного подхода к выполнению своих миротворческих функций разные. Иногда, например, называются случаи проведения тренировок по отработке действий по планам боевой подготовки подразделениями ОГРВ и приднестровских силовых структур. Тренировки подразделениями проводятся в соответствии со своей функциональной принадлежностью на участках местности в границах города Тирасполь, которые молдавская делегация в одностороннем порядке объявляет Зоной безопасности. Надо сказать, что ранее подобного рода занятия на этих же местах не вызывали у молдавской стороны столь заметной негативной реакции.
Приднестровская делегация в ОКК уже дала исчерпывающий ответ на претензии молдавской делегации по поводу военных учений. Но, несмотря на это, заявлением № 23-18-2031 от 17 октября 2018 года делегация Молдовы в ОКК обвиняет приднестровскую делегацию в преднамеренном искажении неких событий и в дезинформации.
В частности это касается пояснения приднестровской делегации на безосновательные обвинения коллег в том, что учения, проведенные военным ведомством Приднестровья в первой половине сентября текущего года, а ранее и подразделениями ОГРВ имели место в черте г. Тирасполь, то есть вне Зоны Безопасности. Членов молдавской делегации также очень впечатлило утверждение о том, что понтонные секции в ходе занятий приднестровскими военными на воду не спускались.
Не станем вступать в полемику по поводу телепрограммы «Служу Отечеству», поскольку приднестровская делегация считает, что не стоит ее интерпретировать в таком ключе, как это сделано молдавскими коллегами, – с искажением общего контекста программы, – тем более что сами события имели место в городе Тирасполе, то есть за пределами Зоны безопасности и раньше это не подвергалось сомнению. Представленное же молдавской делегацией в ОКК приложение к заявлению № 23-18-2031 от 17 октября 2018 года, якобы «подтверждающее» содержащиеся в нем выводы о границах Зоны безопасности, просто подогнано под необходимый авторам смысл, проще говоря – подтасовано.
Приложение явно не соответствует решению ОВК от 29 сентября 2009 года, нашедшее отражение на карте Зоны безопасности (масштаб 1:100000), утвержденной подписями всех Старших воинских начальников СМС в том числе и СВН ВК МС РМ. Карта, кстати сказать, висит в зале заседаний ОКК на всеобщем обозрении и обозначенные границы Зоны безопасности на ней никак не соответствуют представленному молдавской делегацией приложению.
Такое «доказательство», очевидно, имеет целью фактический пересмотр решения ОВК, закрепленного на карте. Более того, таким нехитрым образом ненавязчиво пересматривается и типовой план работы военных наблюдателей на 2018 год, также утвержденный ОВК, согласно которому г. Тирасполь не входит в Южный участок Зоны безопасности (Приложение № 1,2,3).
Вызывает недоумение и утверждение делегации Молдовы в ОКК в заявлении № 23-18-2031 17 октября 2018 года о том, что приднестровская делегация, якобы, «осознанно обходит молчанием документальную информацию (№ 17632 от 18.09.2018) по военным учениям по наведению понтонного моста через реку Днестр 14 сентября 2018 г., представленную Миссией ОБСЕ на заседании ОКК 20 сентября с.г.».
Молдавская делегация очень странно и весьма вольно интерпретировала информацию ОБСЕ (№ 17632 от 18 сентября 2018 года). В заявлении делегации Молдовы в ОКК № 23-18-2031 от 17 октября 2018 года подписями всей делегации Молдовы в ОКК документируется несуществующий факт наведения понтонного моста через реку Днестр 14 сентября 2018 года. Между тем, как о таком событии в документе ОБСЕ нет ни слова.
Кроме того, в связи со столь значительной детализацией в части обозначения Зоны безопасности, имеющей место в заявлении молдавской делегации, как то: «координаты Зоны Безопасности определены: пунктами 5 протокола ОКК № 3 от 29 июля 1992 года; 6. Перекрёсток дорог, включительно (5192; 5694); 7. Мост, включительно (5192; 5698) и 8. Мост, включительно (5192; 5704); подпунктом III. Южный участок (Бендерский)», – может быть, следует этот протокол изучить более детально.
Тогда можно заметить, что, например, помимо мостов через реку Днестр, в координатах Зоны Безопасности четко определено «водохранилище, включительно (5264;5662)», а вот о самой реке Днестр в столь важном документе ОКК нет ни слова. Утверждать, что это само собой разумеется, не логично – гидротехнические сооружения на реке Днестр, такие как мосты и, самое главное, водохранилище, являющееся неотъемлемой частью реки, обособлено внесены в координатное перечисление, да еще и усилены словом «включительно», а сама река не внесена. Не означает ли это, что река, как имеющая большое хозяйственное значение для обоих берегов, вынесена за рамки Зоны безопасности? Приднестровская делегация от таких утверждений воздерживается, но полагает, что это важный вопрос, и он должен быть обсужден Комиссией для устранения разночтений.
И, наконец, констатация молдавской делегацией того, что «положения протокола ОКК № 3 подтверждают, что пешеходный мост г. Тирасполь и место проведения указанных учений находятся в Зоне Безопасности (карта с координатами прилагается)» не корректны. Пешеходный мост г. Тирасполь – это, несомненно, Зона безопасности, его координаты четко указаны в протоколе № 3. А место проведения учений является Зоной безопасности только по утверждениям молдавской делегации. На самом деле они проводились в пределах административной границы г. Тирасполь, что подтверждается документами государственной администрации города.
Решение ОКК, содержащееся в подпункте «в» пункта 2 протокола ОКК № 74 от 28.04.1993 г.: «Объединить трехсторонний КПП № 12 (пешеходный мост г. Тирасполь) и пост № 19 (паром г. Тирасполь) в один и переместить его на перекресток (90982), 300 м юго-западнее пешеходного моста» дополнительным подтверждением выводов молдавской делегации никак не является уже по той причине, что целью такого перемещения ОКК объявила необходимость более эффективного использования названных постов СМС.
Действительно, дорога, ведущая от паромной переправы (пост № 19) соединяется с трассой «Тирасполь – Кицканы» в 300 м юго-западнее Тираспольского пешеходного моста, возле которого дислоцировался пост № 12. Содержать два поста с одинаковыми функциями в радиусе 300 метров просто не было необходимости. А вот перекресток с координатами «90982» (точка перемещения объединенных постов № 12 и № 19) в протоколе ОКК № 74 вообще отсутствует, то есть не обозначается, как Зона безопасности. Перемещение постов решением ОКК для оптимизации их функционирования не является автоматическим расширением Зоны безопасности. Поэтому протокол ОКК № 74 от 28.04.1993 г. и не содержит таких утверждений.
И, наконец, последнее, – утверждение молдавских коллег о том, что молдавская сторона всегда открыта и полностью транспарентна, в частности всегда извещает о проводимых ею учениях, также является сомнительным аргументом. Так, Старший военный начальник ВК МС РМ, извещая о недавно проведенных учениях вблизи Зоны безопасности на полигоне Бульбока, скрыл от ОВК тот факт, что техника и вооружение после проведения учений будет передвигаться по Зоне безопасности. Конечно, возникает вопрос: зачем нужно такое извещение? Неужели для создания иллюзии транспарентности?
Таким образом, приднестровская делегация в ОКК подтверждает, что опасения молдавской делегации относительно подачи дезинформаций и действий, направленных на «безосновательное очернение молдавской делегации» беспочвенны. Приднестровская делегация в ОКК открыта к любому диалогу. Но, поскольку наш диалог и принятие решений на заседаниях Комиссии ограничен рамками Соглашения 1992 года, просим участников миротворческой операции воздерживаться от попыток изменить этот формат.
Также предлагаем обсудить вопрос определения границ Зоны безопасности в квадрате 9096, основываясь на кадастровой карте г. Тирасполь и определить её границы в указанном квадрате в соответствии с Приложением № 4.
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья О. Л. Беляков
Члены делегации
ОКК от Приднестровья
В. В. Вакарчук
Р.В.Слободенюк
К. М. Калиненок
О. А. Обручков
П. В. Михайлов