В Объдиненную Контрольную Комиссию
ЗАЯВЛЕНИЕ
на обращение молдавской делегации в ОКК
№ 23-18-126 от 23.01.2019 года
Уважаемые члены Объединенной Контрольной Комиссии,
На состоявшемся 24 января 2019 года заседании Объединенной Контрольной Комиссии молдавская делегация необоснованно заблокировала принятие решения по докладу Объединенного военного командования об обстановке в Зоне Безопасности за период с 16 по 22 января сего года.
Представители РМ в ОКК поясняют свои действия тем, что в Зоне Безопасности появились дополнительные посты силовых структур Приднестровья, которые, по их мнению, проводят незаконную деятельность. Необходимо отметить, что доклад ОВК за указанный период не содержит информации, которой руководствуется молдавская делегация.
В докладе имеется информация о том, что военные наблюдатели СМС 18, 19, 21 и 22 января выезжали в район с повышенным режимом безопасности (РПРБ) г. Бендеры, но дополнительных пограничных и иных постов Приднестровья не обнаружили.
Следует заметить, что приднестровская делегация в ОКК полагает, что сам выезд военных наблюдателей является их обязанностью по контролю наличия оружия на объектах контроля и при необходимости наличия вкладышей на право его ношения в Зоне Безопасности.
Таким образом, отказ молдавской делегации обсуждать доклад ОВК об обстановке в Зоне Безопасности за период с 16 по 22 января сего года направлен на целенаправленное снижение эффективности работы ОКК как руководящего органа миротворческой операции.
В своем обращении от 23.01.2019 года молдавская делегация обвиняет в противоправной деятельности приднестровские силовые органы в районе с повышенным режимом безопасности. При этом приводится ссылка из «Временного Положения об основных принципах деятельности правоохранительных органов в зонах с повышенным режимом безопасности». Следует отметить, что и здесь молдавская делегация трактует обозначенное положение в свою пользу.
Например, в положении нет определения - какие структуры сторон относятся к правоохранительным органам. Статьи 1 и 2 данного Положения раскрывают принципы и направления правоохранительной деятельности не только структур МВД сторон, а и таких правоохранительных структур как прокуратура, органы государственной безопасности, таможенные органы, следственные органы и другие, действующие на основе законодательства сторон по линии своей ответственности.
Учитывая наибольшую обеспокоенность в последнее время молдавской делегации в ОКК выполнением своих служебных обязанностей мобильными пограничными нарядами (постами), необходимо отметить, что их деятельность осуществляется на основе законодательства Приднестровья и в соответствии с требованиями проводимой миротворческой операции – без оружия, то есть не представляет какой-либо угрозы Зоне Безопасности.
Не логично обвинять приднестровскую сторону в использовании мобильных нарядов (групп, постов) в Зоне Безопасности, и таким образом, якобы, незаконно формировать государственную границу, но при этом на законодательном уровне РМ принимать нормативные акты, предписывающие пограничной полиции Молдовы ровно такое же мобильное патрулирование в Зоне Безопасности по установленным миротворческой операцией правилам. По существу речь идёт об определении задач пограничной полиции РМ о формировании той же самой государственной границы.
«Положение о мобильных группах Пограничной полиции», утвержденное Постановлением Правительства РМ № 752 от 20 сентября 2013 г. предписывает: «7. В своей деятельности мобильные группы будут соблюдать существующий режим в Зоне Безопасности».
Приднестровская сторона никогда и не препятствовала молдавской полиции, в том числе пограничной, выполнять свои функции в Зоне Безопасности по территориальности в соответствии с действующим в Молдове законодательством.
Сообщаем, что выезды мобильных пограничных нарядов, в том числе и в районы с повышенным режимом безопасности, осуществляются в связи с поступившей информацией о готовящемся преступлении или правонарушении с целью его пресечения в соответствии с функциональными обязанностями. Такие действия мобильных нарядов носят характер кратковременности, и они не могут обозначаться как стационарные пограничные посты.
Другой вопрос, что молдавская делегация стремится постоянно политизировать деятельность миротворческой операции. Для этой цели ими избран тезис о наличии и деятельности пограничных структур Приднестровья в Зоне Безопасности и необходимости их упразднения.
Приднестровская делегация в ОКК неоднократно напоминала, и делает это в очередной раз, что постоянно демонстрируемая молдавской стороной обеспокоенность наличием и деятельностью пограничных формирований органов государственной безопасности – вопрос, не относящийся к деятельности ОКК, и является излишне политизированным.
Это утверждение подтверждается Одесским Соглашением «О мерах доверия и развитии контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем» от 20 марта 1998 года, которым установлено: «Руководство Республики Молдова и Приднестровья (…) договорились безотлагательно осуществить следующие меры: (…) Четвёртое. Комиссии по координации и обеспечению переговорного процесса разработать в двухмесячный срок согласованные предложения относительно поэтапного сокращения числа установленных пограничных постов между Республикой Молдова и Приднестровьем и другие меры с целью создания благоприятного режима для перемещения людей, товаров и услуг». Кажется, что все предельно ясно:
1. Важным является акцент на то, что между собой договорились Стороны, а именно: – Республика Молдова и Приднестровье, то есть два субъекта этого Соглашения.
2. В Соглашении речь идёт о пограничных постах между РМ и Приднестровьем, при этом акцент не делается исключительно на приднестровских пограничных постах. Следует напомнить, что до принятия парламентом РМ закона от 28 декабря 2011 года № 283 «О Пограничной полиции» на линии разграничения с Приднестровьем действовала пограничная служба РМ (пограничные войска РМ), с 2012 года эти функции исполняет пограничная полиция РМ, что, впрочем, не меняет самой сути этой нормы.
3. Норма отнесена непосредственно к Сторонам-субъектам Соглашения, но никак не к Объединенной Контрольной Комиссии, поскольку её компетенция определена другим Соглашением, – от 21 июля 1992 года.
Кроме того, необходимо обратиться к документам, регламентирующим деятельность существующего формата миротворческой операции.
Так, Статус Объединенной Контрольной Комиссии однозначно трактует участие в работе ОКК представителей органа, обеспечивающего государственную безопасность Приднестровья. В этот орган входят и пограничные структуры. В миротворческой операции существует понятие подконтрольные или не подконтрольные сторонам формирования. Так вот пограничники являются подконтрольными приднестровской стороне формированиями.
Необходимо отметить, что контроль миротворческих механизмов за пограничными и иными структурами Приднестровья также осуществляется. Так, Инструкция деятельности военных наблюдателей гласит о том, что военные наблюдатели обязаны контролировать Зону Безопасности на предмет:
- отсутствия вооружения у сотрудников, несущих службу на фискальных и погранично-таможенных постах;
- появления или ведения строительства фортификационных сооружений, ведения военно-инженерных работ.
Как видно, сотрудники правоохранительных органов Приднестровья, в том числе и пограничники, несут службу в Зоне Безопасности под контролем миротворческой операции в части касающейся. Также организация и контроль за их деятельностью осуществляется их непосредственными и вышестоящими руководителями.
Что касается отнесения (не отнесения) пограничных подразделений к правоохранительным органам сторон, то нелогично признавать такие структуры во всём мире правоохранительными, а именно такие разъяснения предоставляет «POLIS - Policing OnLine Information System (OSCE)», то есть «Полицейская ОнЛайновая Информационная Система ОБСЕ (ПОЛИС)», но при этом не признавать правоохранительными органами пограничную службу Приднестровья, как это делают члены молдавской делегации в ОКК.
Также нелогично относить к правоохранительной системе внутренние войска в лице спецподразделений МВД РМ, в том числе «Фулджер» и карабинеров, а также спецподразделений МЮ РМ, в том числе и конвойные подразделения МЮ РМ в ОЩ 29/8 и ОЩ 29/12 в г. Бендеры, но при этом не считать правоохранительными органами пограничные войска Приднестровья.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что блокирование молдавской делегацией решения по докладу ОВК осуществляется по надуманным основаниям. Эти действия ведут к конфронтации в работе ОКК и к снижению её эффективности.
Приднестровская делегация в ОКК призывает участников миротворческого процесса направить свои усилия на исполнение Соглашения 1992 года и не наделять ОКК и ее институты не свойственными им функциями.
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья О. Л. Беляков
Члены делегации
ОКК от Приднестровья
В. В. Вакарчук
Р.В.Слободенюк
К. М. Калиненок
О. А. Обручков
П. В. Михайлов