В Объдиненную Контрольную Комиссию
ЗАЯВЛЕНИЕ
О недопустимости слома механизмов, установленных
Соглашением от 21 июля 1992 года
Ответ на заявления делегации РМ в ОКК
№ 23-18-984 от 02.07.2019 г. и № 23-18-1028 от 10.07.2019 г.
Молдавская делегация в своих заявлениях № 23-18-984 и 23-18-1028 даёт необоснованные искажённые оценки действий Приднестровья, направленных на упрощение режима пересечения существующих уже третье десятилетие пунктов пропуска между сторонами конфликта и, следовательно, упрощение коммуникации между людьми из Приднестровья и Республики Молдова.
Оба заявления переполнены надуманными тезисами о некой «односторонней милитаризации Зоны Безопасности». В данном контексте напоминаем, что сотрудники на пограничных постах Приднестровья не вооружены, то есть никакой милитаризации приднестровского сегмента в Зоне Безопасности не существует.
Между тем несанкционированный ввод РМ полицейского батальона ППС в Варницу является конкретным примером односторонней милитаризации Района с повышенным режимом безопасности. Речь идёт о более 150 вооружённых штатным оружием и хорошо оснащённых полицейских, объявившихся в Зоне Безопасности без уведомления ОКК. Что характерно, невооружённых приднестровских пограничников на постах в разы меньше, чем полицейских ППС РМ. Регулярный ввод вооружённых карабинеров и полиции в район Вадул-луй-Водэ тоже рассматривается Приднестровьем в качестве милитаризации.
Кроме того, члены молдавской делегации утверждают, что Приднестровье выставило в Зоне Безопасности новые «пограничные контрольно-пропускные пункты», не отражённые в ранее представленной в ОКК информации. Однако, по факту, пунктов количественно не стало больше, а изменение их наименований связано с сокращением ведомственного присутствия сотрудников, привлекаемых к службе, и уменьшением в связи с этим их численного состава. Молдавская сторона смогла бы убедиться в этом, если бы воздержалась от блокирования выезда военных наблюдателей по действующей инструкции военных наблюдателей, в том числе на пункт пропуска «Слободзея-Копанка», функционирующий в режиме временного мобильного патрулирования.
С точки зрения молдавских коллег, предлагаемый приднестровской стороной контроль постов силами военных наблюдателей в рамках действующего формата миротворческой операции – это попытка некой «легализации» Приднестровьем качественно изменённых постов. Обращаем внимание на тот факт, что данные объекты, функционирующие долгие годы, не являются новыми и в легализации не нуждаются. Они всегда контролировались ОВК в порядке, установленном Инструкцией военных наблюдателей. Исходя из Соглашения 1992 года, выставление или снятие постов в Зоне Безопасности – это не компетенция миротворческой операции. Молдавская же делегация в ОКК полностью игнорирует это, пытаясь в противовес базовому документу навязать Комиссии узурпацию полномочий переговорного процесса.
Что до обозначенных в заявлениях РМ планов по введению санкций против представителей Приднестровья и возможного ограничения движения через пункт пропуска «Бендеры-Кишинёв», то данные угрозы вызывают многочисленные вопросы:
- соотносятся ли такие угрозы с действиями Приднестровья, которые независимо от тенденциозного восприятия их молдавской стороной реально ведут к упрощению перемещения граждан между сторонами конфликта;
- как подобные заявления одной из сторон конфликта оцениваются представителями Российской Федерации, ОБСЕ и Украины в ОКК, особенно учитывая в целом положительную реакцию Миссии ОБСЕ на отдельные шаги Приднестровья по упрощению пропускного режима;
- как такие призывы соотносятся со Статьёй 5 Соглашения от 21 июля 1992 года, устанавливающей недопустимость применения любых санкций и блокад.
Обращаем внимание молдавской делегации, подчёркивающей, что Республика Молдова является полноправным членом Организации Объединённых Наций, на то, что проверка паспортов граждан характерна для любой страны-члена ООН при выезде на сопредельные территории, и на то, что переговорный процесс по мирному урегулированию на Днестре до сих пор продолжается.
Напоминаем, что частью второй статьи 2 «Всемирной декларации прав человека», принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года и являющейся ориентиром для стран-членов ООН, установлено: «Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своём суверенитете».
Учитывая изложенное, приднестровская делегация в ОКК вынуждена вновь призвать всех участников миротворческой операции вернуться к задачам, определённым Соглашением 1992 года - полное прекращение огня, недопущение возобновления боевых действий и развод вооружённых формирований сторон с задействованием механизмов контроля ситуации в Зоне Безопасности, предусмотренных действующим форматом миротворческой операции.
Надеемся, что молдавская делегация в ОКК в дальнейшем воздержится от действий, которые прямо угрожают миротворческому процессу на Днестре.
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья О. Л. Беляков
Члены делегации
ОКК от Приднестровья
В. В. Вакарчук
Р.В.Слободенюк
К. М. Калиненок
О. А. Обручков
П. В. Михайлов