В Объдиненную Контрольную Комиссию
ЗАЯВЛЕНИЕ
О недопустимых действиях молдавской стороны в июле-августе 2019 года
на территории СОТ «Электрик» г. Дубоссары, направленных на умышленное обострение ситуации на Центральном участке Зоны Безопасности
(ответ на обращение делегации РМ в ОКК № 23-18-1422 от 12 сентября 2019 года)
На заседании ОКК 12 сентября 2019 года делегация Молдовы в ОКК распространила обращение № 23-18-1422 от 12 сентября 2019 года, в котором безосновательно обвинила приднестровскую сторону в провокационных действиях её силовых структур на Центральном участке Зоны Безопасности – на территории разработки карьера компании CRISTAL-EXTRACT SRL, расположенного вблизи села Погребя Дубоссарского района.
Позиция молдавских коллег представляется явно деструктивной, а события, на которые ссылается молдавская делегация в своём обращении, действительно похожи на провокацию, только не приднестровской, а молдавской стороны.
Прежде всего, надо отметить, что эти события были инициированы именно молдавской стороной. Они состоялись сразу после последнего заседания ОКК перед межсессионным перерывом в работе Комиссии, которое состоялось 25 июля 2019 года. Именно на него ссылаются авторы молдавского обращения. Сами же провокации продолжались в течение целого месяца.
К сожалению, эти действия увенчались определённым успехом, и к концу августа – началу сентября 2019 года обстановка на Центральном участке Зоны Безопасности действительно осложнилась.
Речь идёт об участке, обозначенном в обращении молдавской делегации в ОКК от 12 сентября 2019 года как территория разработки карьера компании CRISTAL-EXTRACT SRL, расположенного вблизи села Погребы. По версии авторов обращения, территория согласно документам, имеющимся у молдавского экономического агента, принадлежит органу местной власти, а именно: примэрии с. Кошница, которая эти самые документы и выдала пользователю. То есть, по версии молдавской делегации, названная территория находится вне юрисдикции Приднестровья.
Однако, это не соответствует действительности. Приднестровская сторона имеет необходимые правоустанавливающие документы, выданные администрацией города Дубоссары и Дубоссарского района на создание СОТ «Дубоссарский энергетик» и на распределение дачных участков пользователям. И это было сделано задолго не только «до» вооружённого конфликта между Молдовой и Приднестровьем в 1992 году, но и «до» распада Советского Союза, в 1988 году.
Отказ экономического агента Молдовы провести согласование своей хозяйственной деятельности с приднестровской стороной, разрушение 13 дачных участков приднестровских собственников – членов СОТ «Дубоссарский энергетик», а также вырубка лесонасаждений является грубым и демонстративным нарушением прав граждан Приднестровья на личное имущество, находившееся в их собственности не один десяток лет.
При этом достаточно лицемерным выглядит возмущение членов молдавской делегации действиями членов СОТ, направленных на блокирование деятельности молдавского экономического агента, лишающего их законной собственности и отказывающегося не только искать совместный выход из сложившегося положения, но даже обсуждать с ними возникшую проблему.
Столь же лицемерным в обращении молдавской делегации является обвинение на основании неких «оперативных мероприятий» в адрес приднестровской стороны в том, что сотрудниками МГБ Приднестровья был, якобы, организован подвоз на место конфликта посторонних людей из города для «массовки». А также и 50-ти сотрудников милиции и других силовых структур Приднестровья, которые, по утверждению авторов молдавского обращения, располагались вблизи карьера, в лесополосе.
В актах военных наблюдателей, прибывших на место противостояния, такие данные отсутствуют, однако зафиксировано присутствие молдавских полицейских, о которых ОКК или ОВК молдавской стороной не извещались.
Стоит обратить внимание на то, что в обращении молдавской делегации о событиях 27 августа 2019 года указано: «Происходившее было задокументировано военными наблюдателями, которые выехали на место событий в 12:15. Ситуацию зафиксировали также два представителя Миссии ОБСЕ в Молдове».
Об этих же событиях (27 августа 2019 года), в своей информации №17943 от 10.09.2019 г. И.О. Главы Миссии ОБСЕ в Молдове Антти Карттунен сообщил следующее: «По прибытии группы представителей ОБСЕ на территорию карьера в 12:38 там находилось в общей сложности до 70 человек, в том числе представители компании «Кристал-Экстракт», молдавской полиции, местные жители в основном пожилого возраста из близлежащих населенных пунктов Приднестровья, группа журналистов Первого приднестровского ТВ канала. Представители ОБСЕ видели часть этих местных жителей, а также несколько сотрудников приднестровской милиции, скрывавшихся от солнца в тени деревьев на территории СОТ «Энергетик».
Что именно здесь соответствует тенденциозному тексту молдавского обращения? Где в информации ОБСЕ указание на «массовку» из сотрудников силовых ведомств Приднестровья, где говорится о 50-ти прячущихся в посадке «дополнительных» милиционерах и переодетых в гражданское платье сотрудников МГБ Приднестровья?
Очевидно, у молдавской делегации была цель представить дело именно таким образом на ОКК и обеспечить длительное и, возможно, «громкое» разбирательство приднестровской «провокации».
Что касается Ф. Пальчинского, присутствовавшего на месте событий, то он действующий эксперт, представляющий государственную администрацию города Дубоссары и Дубоссарского района в приднестровской делегации в ОКК. Его прямая обязанность выяснить обстановку на месте событий, доложить Сопредседателю ОКК от Приднестровья и, по возможности, принять меры по урегулированию конфликта.
Тем не менее, представляется необходимым внести определённую ясность в описание хода событий молдавской стороной. По результатам разбирательства на месте из опроса участников конфликта можно констатировать, что не всё в обращении молдавской делегации в ОКК соответствует действительности.
Так, 27 августа 2019 года работы на территории карьера работниками SRL «CRISTAL-EXTRACT» начались рано утром. Владельцы же земельных участков СОТ «Дубоссарский энергетик» прибыли на место событий около 10.00 часов. На территории карьера в это время уже находился экипаж сотрудников полиции Молдовы в количестве трех человек на служебном автомобиле (государственный регистрационный знак «МА1 1529»). Работники SRL «CRISTAL-EXTRACT» прекратили работы и в этот момент к представителям общественности вышел прораб SRL «CRISTAL-EXTRACT» - Бондарь М.Ф., а так же Бондарь П.Ф., которые стали требовать, чтобы собравшиеся покинули их частную территорию, при этом вели себя вызывающе, агрессивно. Они демонстративно стали снимать всех присутствующих на камеру мобильного телефона, при этом говорили, что это их земля, и они будут продолжать работы столько времени, сколько посчитают нужным. Бондарь П.Ф., снимая происходящее, подходил непосредственно к людям для съёмки крупным планом. В связи с этим началась потасовка в ходе которой мобильные телефоны снимающих были выбиты и остались лежать на земле.
Со слов участников событий, примерно в 10 часов 30 минут на место прибыл ещё один экипаж сотрудников полиции Молдовы на служебном автомобиле в количестве пяти человек (государственный регистрационный знак «МА1 1528»). При этом сотрудники полиции, выйдя из служебного автомобиля стали производить видеосъемку на камеры мобильных телефонов, после чего начали производить письменный опрос работников SRL «CRISTAL-EXTRACT» (водителей грузовиков, трактористов), и по очереди братьев Бондарь, при этом каких-либо действий по разрешению конфликтной ситуации они не предпринимали.
Чуть позже к карьеру подъехал ещё микроавтобус с жителями Молдовы, в количестве 15 человек, которые стали поддерживать братьев Бондарь. Братья Бондарь выкрикивали, что на всех присутствующих у них имеются полные данные и у них возникнут проблемы с правоохранительными органами Молдовы – все присутствующие будут объявлены в розыск и в последующем арестованы.
Около 11.30 подъехали представители РОВД г. Дубоссары и Дубоссарского района. При этом старший из них постоянно общался с сотрудниками полиции до окончания конфликта.
Около 12.00 часов на место конфликта приехал автомобиль марки «БМВ- ХЗ» белого цвета (государственный регистрационный знак «SPN 730»), из которого вышел мужчина, возрастом около 30-35 лет, в гражданской форме одежды. Он стал производить фото и видео съемку местности, а также присутствующих лиц. Бондарь П.Ф. заявил присутствующим, что это на место прибыл сотрудник СИБ РМ. Спустя примерно 20 минут, сотрудник СИБ Молдовы уехал в сторону села Погребы.
Представители ОБСЕ прибыли на место инцидента примерно в 12.40 часов. Они выслушали обе стороны, ознакомились с имеющейся у сторон документацией и пояснили, что 04.09.2019 года на место будет выезжать совместная комиссия, которая изучит ситуацию и даст ответы по данной ситуации. Сотрудники миссии в ОБСЕ предложили сторонам разрешить между собой спорную ситуацию без конфликтов и найти компромисс.
Военные наблюдатели СМС прибыли на место конфликта хозяйствующих субъектов примерно к 13.00. Они также выслушали обе стороны, ознакомились с имеющейся у сторон документацией и также предложили сторонам разрешить между собой спорную ситуацию, найти компромисс и не продолжать конфликт. Тем не менее, Бондарь П.Ф. дал команду на продолжение работ, а несогласным предложил ложиться под технику, где они будут передавлены и погибнут.
Однако, убедившись, что владельцы участков настроены серьёзно, всё же согласился временно прекратить работы.
Всё изложенное говорит о довольно спорной трактовке событий авторами молдавского обращения. В то же время приднестровская делегация в ОКК напоминает молдавским коллегам, что разрешение территориальных споров хозяйствующих субъектов в Зоне Безопасности не входит в компетенцию ОКК и является полномочием компетентных органов сторон. При этом отмечаем, что действия молдавской стороны не были согласованы территориальными местными органами государственного управления сторон с целью удовлетворить интересы всех заинтересованных субъектов, предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, что и привело к обострению обстановки на Центральном участке Зоны Безопасности.
Между тем из текста обращения делегации РМ в ОКК № 23-18-1422 от 12 сентября 2019 года можно сделать вывод, что всё случившееся было спланированной акцией молдавской стороны. Это подтверждается никак не относящимся к произошедшему напоминанием авторов обращения (дословно): «о решении приднестровской администрации о выставлении в мае 2019 года так называемого «пограничного» поста у с. Погребя», что ведёт, по мнению молдавских коллег, «к созданию дополнительных преград для свободного передвижения граждан, товаров и услуг». В этом контексте молдавская делегация в ОКК попыталась ещё раз громко объявить о том, что она, якобы, не исключает того, «что приднестровская сторона применила свои силовые структуры для дестабилизации ситуации в карьере у с. Погребя с целью установить в перспективе т.н. полноценный стационарный пост «пограничного, таможенного и миграционного» контроля».
Между тем, делегации сторон в ОКК не имеют прав на выставление в Зоне Безопасности постов силовых структур, равно, как не могут и их снять.
Приднестровская делегация заявляет, что обеспокоенности молдавской делегации в ОКК по этому поводу были услышаны ещё в мае 2019 года, соответствующие информации направлены руководителям силовых ведомств. Для разрешения этого вопроса приднестровской делегации в ОКК, в отличие от делегации молдавской, нет никакой необходимости дестабилизировать обстановку в Зоне Безопасности, тем более с разорением приднестровских собственников.
Позицию же делегации Республики Молдова о необходимости включения в повестку дня интересующего делегацию вопроса и тем более о, якобы, провокационных действиях приднестровской стороны, в том числе «о степени управляемости и контролируемости сложившейся ситуации со стороны Совместных Миротворческих Сил», считаем неконструктивной.
В свою очередь обращаемся к участникам работы ОКК с призывом объективно оценивать конфликтную ситуацию, инициатором которой была молдавская сторона, и это могло привести к трагедии с далеко идущими последствиями, и готовы обсуждать произошедшее в рамках требований Соглашения 1992 года.
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья О. Л. Беляков
Члены делегации
ОКК от Приднестровья
В. В. Вакарчук
К. М. Калиненок
О. А. Обручков
П. В. Михайлов