В Объдиненную Контрольную Комиссию
ЗАЯВЛЕНИЕ
О попытках молдавской делегации использовать карантинные меры, предпринимаемые приднестровской стороной по нераспространению
инфекции COVID-19 в Зоне Безопасности для ослабления
функционирования миротворческих механизмов
(ответ на заявление РМ № 23-18-1169 от 20.05.2020 г.)
В ОКК поступило обращение делегации РМ № 23-18-1169 от 20.05.2020 г., содержащее ряд голословных и провокационных заявлений обвинительного характера.
Суть обращения заключается в том, что в связи с незаконным, по утверждению авторов, выставлением приднестровских карантинных мобильных постов в Зоне Безопасности, якобы, ослабляется функционирование миротворческих механизмов.
Так, в молдавском заявлении утверждается, что ухудшение рабочего климата в Объединённом Военном Командовании Совместных Миротворческих Сил, которое в очередной раз обнаружила молдавская делегация в ОКК, якобы является следствием неких неправомерных действий приднестровской стороны, преднамеренно осуществляемых в условиях всеобщей пандемии и борьбы с коронавирусной инфекцией. Это, как считают члены молдавской делегации в ОКК, ведёт к дискредитации миротворческой операции.
В этой связи обращает на себя внимание то, что данные утверждения исходят от делегации в ОКК, представляющей сторону, открыто рассуждающую в СМИ РМ о необходимости использовать ситуацию с эпидемиейCOVID-19 для решения вопроса урегулирования приднестровского конфликта на своих условиях и в своих интересах. Практические действия, от которых страдают жители Приднестровья, проживающие в Зоне Безопасности, в Молдове уже предпринимаются.
Например, в условиях эпидемии блокируются банковские карты приднестровских пользователей, в результате чего они лишаются средств к существованию, задерживаются грузы с лекарствами, медицинским оборудованием, продовольствием, оргтехникой, предназначенной для образовательных учреждений и многое другое. Это, судя по всему, по мнению молдавской делегации в ОКК, и есть чёткое выполнение статьи 5 Соглашения 1992 года, прямо исключающей организацию санкций, блокад, предписывающей свободу передвижения грузов, товаров, услуг и граждан.
Очевидно, именно поэтому авторы молдавского заявления прямо дезинформируют ОКК, что приднестровская сторона, якобы, в одностороннем порядке в период действия чрезвычайного положения«незаконно» ограничивает свободное передвижение в Зоне Безопасности выставлением своих новых КПП, мобильных патрулей и заграждений на дорогах. Но такое утверждение является откровенной ложью.
О начале проведения мероприятий в рамках борьбы с распространением инфекции COVID-19 приднестровская сторона ещё 17.03.2020 г. проинформировала ОВК и предпринятые карантинные мероприятия не являлись тайной для участников миротворческой операции.
Так, по линии оперативных дежурных СМС была доведена следующая информация: «в связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой по коронавирусной инфекции на территории стран ЕС в Приднестровье проводится комплекс мероприятий по минимизации риска заражения населения коронавирусом, в связи с чем будут выставлены дополнительные мобильные посты правоохранительных органов Приднестровья».
Вполне очевидно, что в данном контексте речь не идёт об укреплении границы Приднестровья, и столь же очевидным является то, что объявленные меры временные и вынужденные. Более того, они направлены на спасение жизни людей, проживающих в Зоне Безопасности на обоих берегах Днестра, поскольку остановить распространение инфекции COVID-19 при отсутствии вакцины можно только таким способом.
Кстати, для обеспечения Безопасности граждан была сделана столь красочно освещённая в заявлении молдавской делегации попытка приднестровской стороны временно установить видеоконтроль на ПТМП «Варница» для обеспечения карантинных мер в режиме «он-лайн». Попытка натолкнулась на жесткое противодействие молдавской делегации в ОКК, и от неё было принято решение отказаться. Между тем такой видеоконтроль был бы не лишним на пунктах перехода на приднестровскую сторону, так как в условиях «ЧС» это позволило бы более успешно разрешать отдельные ситуации, например, такие как события, имевшие место12.05.2020 г.
В этот день 2 сотрудника транспортной полиции МВД РМ А. Брэдиштяну и Н. Крец намеренно заблокировали проезд через пункт пропуска «Бендеры - Каушаны», после того, как им было отказано во въезде в РПРБ г. Бендеры на автомобиле марки «Опель», г/н CON 047. Эти полицейские не входят в состав ООСГ от РМ, а также не являются сотрудниками пенитенциарных учреждений РМ (ПУ-8, ПУ-12), дислоцируемых на территории г. Бендеры. Проезд для граждан в г. Бендеры был заблокирован молдавской полицией около получаса, в результате чего было искусственно создано скопление автотранспорта и людей, что является непосредственной опасностью в период пандемии.
В этой связи, считаем правильным напомнить участникам работы ОКК, что базовые руководящие документы миротворческой операции не содержат запретительных норм для выставления временных невооружённых мобильных постов, патрулей и нарядов от силовых структур в Зоне Безопасности. Кстати, этим молдавская сторона при необходимости активно пользуется на подконтрольных ей территориях, но всегда демонстрирует бурную негативную реакцию на появление подобного на территориях приднестровских.
Между тем, для таких случаев, в том числе появления мобильных патрулей, механизм контроля отсутствия у них оружия и исключения проведения ими мероприятий по подготовке к ведению боевых действий в точках, вызывающих беспокойство у одной из сторон конфликта, в распоряжении СМС имеется. Он успешно действует уже 29-й год. При этом за почти три десятка лет мир в регионе ни разу не был нарушен.
В данной же ситуации нельзя не отметить следующее – в заявлении делегации РМ в ОКК № 23-18-1169 от 20.05.2020 г.нет ни слова о том, что военные наблюдатели от Молдовы, явно имеющие соответствующие приказы, годами отказываются от контроля постов силовых структур Приднестровья в Зоне Безопасности.
А ведь это прямая обязанность института военных наблюдателей, вытекающая из требований Соглашения 1992 года и установленная руководящими документами в части контроля подобных объектов (постов)на предмет наличия у сотрудников оружия и проведения ими работ, направленных на подготовку к возобновлению военных действий.
Также не допускает молдавская сторона выезда военных наблюдателей и на свои посты, реформированные в одностороннем порядке и функционально реорганизованные в 2013-2014 годах. А ведь этими постами по признанию не только ряда ведущих молдавских политиков, но и представителей ОБСЕ – молдавской стороной без какого-либо согласования с участниками выполнения Соглашения 1992 года, по сути, была оформлена в Зоне Безопасности государственная граница с Приднестровьем, то есть Молдовой сделано именно то, в чём обвиняется сегодня Приднестровье.
Теперь молдавская делегация в ОКК в своём заявлении жёстко настаивают на контроле мобильных приднестровских постов, выставленных для обеспечения карантинных мер на своей территории на период эпидемии COVID-19. При этом СВН ВК МС ПР не возражает против данных контрольных мероприятий, но предлагает посетить помимо данных мобильных групп, также и другие приднестровские же посты, непосещаемые военными наблюдателями длительное время из-за неконструктивной позиции молдавской стороны. Однако, такие предложения вызывают у молдавских коллег истеричные обвинения в адрес приднестровских военных в «блокировании»(!) работы военных наблюдателей, дезорганизации функционирования миротворческих механизмов. То есть расширение зоны контроля приднестровского сегмента военными наблюдателями молдавской стороной активно отторгается.
Приднестровская делегация в ОКК понимает, чем вызвано столь странное поведение молдавских коллег и напоминает, что усилия делегации Молдовы в ОКК по перепрофилированию деятельности военных наблюдателей четырёх сторон под обеспечение своих интересов не имеют перспектив. Эта деятельность чётко ограничена требованиями статей 1, 2, 3 Соглашения 1992 года (прекращение огня, развод вооруженных формирований и недопущение возобновления боевых действий) – другого просто не предусмотрено.
К сожалению, практика показывает, что молдавских представителей в этом краеугольном сегменте контроля в Зоне Безопасности только указанные рамки не устраивают. Именно по этой причине они блокируют данный контрольный механизм либо отказом от выезда на объекты контроля, либо отказом от подписи актов военными наблюдателями от РМ, что не позволяет подготовить доклад ОВК об обстановке в Зоне Безопасности на очередное заседание Объединённой Контрольной Комиссии.
Примечательно, что из трёх сторон, участвующих в выполнении Соглашения 1992 года, такая практика присуща только молдавской стороне. В итоге на сегодняшний день имеют место десятки не подписанных молдавской стороной актов военных наблюдателей. Не менее этого имеется и неподписанных по той же причине докладов ОВК об обстановке в Зоне Безопасности за неделю в нарушении пунктов 2.1, 2.2 базового протокола № 614 от 6 марта 2008 года. В связи с этим с 1 июня 2014 года по настоящее время более 946 раз молдавской стороной были сорваны выезды военных наблюдателей.
Однако, с точки зрения молдавской делегации в ОКК, ослабление миротворческих механизмов, например, контроль обстановки в Зоне Безопасности, по утверждению авторов молдавского заявления в ОКК, «провоцируется приднестровской стороной».
В то же время в последние месяцы на заседаниях ОКК всё чаще и чаще распространяются письма представителей Миссии ОБСЕ с информацией об их перемещениях по Зоне Безопасности.
Тиражируемая Миссией ОБСЕ информация зачастую носит предвзятый и однобокий характер, позволяющий молдавской стороне использовать её для бесконечного обвинения делегации Приднестровской стороны. Собираемые по просьбе молдавской стороны сотрудниками Миссии сведения лишь разжигают конфликтность, создавая неверное и стратегически опасное впечатление о якобы дисфункции миротворческих механизмов. Приднестровская делегация в ОКК озабочена тем, что добрая воля Приднестровской стороны, обеспечивающей полную свободу передвижения сотрудников Миссии по всей территории Приднестровья в период пандемии, не просто воспринимается как должное и нечто неизменное, но и используется против миротворческой операции на Днестре, в частности, для дискредитации эффективного механизма военных наблюдателей трех сторон и Украины.
Приднестровье считает недопустимым ставить под сомнение правомерность и эффективность работы института военных наблюдателей, как единственного действенного и законного контрольного органа ОКК в Зоне Безопасности.
Напоминаем, что такие действия деструктивны и направлены на слом миротворческих механизмов, почти три десятилетия обеспечивающих мир в регионе. Ответственность целиком ложится на инициаторов таких подходов.
Делегация Приднестровья обращается к участникам миротворческой операции воздерживаться от действий способных разрегулировать миротворческие механизмы, чем нанести существенный вред делу мира в регионе, ещё более усложнить противодействие как Молдовы, так и Приднестровья коронавирусной инфекцииCOVID-19в самый сложный период борьбы с пандемией.
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья О. Л. Беляков
Члены делегации
ОКК от Приднестровья
С.Г.Кучерявенко
Р.В.Слободенюк
К. М. Калиненок
О. А. Обручков
П. В. Михайлов