В Объдиненную Контрольную Комиссию
ЗАЯВЛЕНИЕ
О недопустимости произвольного толкования руководящих документов миротворческой операции и попыток некорректного редактирования полномочий Объединённой Контрольной Комиссии
(ответ на № 23-18-1940 от 07.10 2020 г. и № 23-18-2272 от 09.12.2020 г.)
Приднестровская делегация полагает необходимым изложить свою точку зрения в связи с распространением делегацией Молдовы в ОКК заявлений № 23-18-1940 от 07.10.2020 г. и № 23-18-2272 от 09.12.2020 г., поскольку они являются образцом недобросовестного толкования норм базовых документов миротворческой операции, а также изданных в их развитие решений ОКК.
Прежде всего следует отметить, что названные заявления молдавской делегации в ОКК не содержат указаний на случаи нарушения приднестровской стороной предписаний Соглашения 1992 года в части выполнения задач, установленных для Объединённой Контрольной Комиссии, и требований к ней по поддержанию стабильности в Зоне Безопасности и предотвращению возобновления боевых действий между конфликтующими сторонами. Молдавская делегация декларирует весь набор своих претензий к переговорному процессу, который был начат этим Соглашением, при этом старательно пытается перевести его в Зону Безопасности.
В документах делегации Молдовы в ОКК № 23-18-1940 от 07.10.2020 г. и № 23-18-2272 от 09.12.2020 г. имеются объявления о том, что приднестровская делегация, якобы, не даёт ответы на поставленные молдавской стороной вопросы и обвинения в адрес приднестровских коллег.
Однако, судя по всему, именно эти ответы молдавская делегация предпочитает не замечать, поскольку они не соответствуют целям, поставленным авторами вышеуказанных документов.
По этой причине приднестровская делегация в ОКК неоднократно обращала и обращает в очередной раз внимание участников работы Комиссии на то, что молдавская сторона постоянно старается необоснованно изменить полномочия ОКК за счёт компетенций переговорного процесса по урегулированию вооружённого конфликта на Днестре.
В этой связи в очередной раз напоминаем, что в соответствии со статьёй 1 Соглашения от 21 июля 1992 года, миротворческая операция принимает меры по полному прекращению огня, а также любых вооружённых действий друг против друга, разведению вооружённых сил и иных вооружённых формирований, боевой техники и вооружения с целью создания Зоны Безопасности. Статья 2 Соглашения совершенно однозначно устанавливает, что для контроля за осуществлением этих мероприятий, обеспечения режима безопасности в упомянутой зоне учреждается Объединённая Контрольная Комиссия. Приходится повторить – для контроля осуществления именно этих, а не каких-либо других мероприятий в Зоне Безопасности.
А теперь посмотрим на что на самом деле направлены не только вышеназванные обращения, но и огромное множество ранее распространённых молдавской делегацией в ОКК подобных документов.
Сразу же бросается в глаза то, что вопросы по недопущению возобновления боевых действий в Зоне Безопасности члены молдавской делегации произвольно стараются «раздуть» до неимоверных размеров, до полной неузнаваемости.
Прослеживается явное желание перевести их в плоскость политических, административных, уголовных, гражданско-правовых, экономических, образовательных, торговых и других тому подобных проблем, которые неизбежны до полного урегулирования вооружённого конфликта, но могут быть разрешены только политическим путём в ходе соответствующих переговоров на вполне определённых площадках, но никак не в Объединённой Контрольной Комиссии, призванной не допустить возобновления боевых действий и способствовать переговорному процессу, а не решать вопросы за рамками этих вполне определённых задач.
Между тем молдавские коллеги задачи ОКК объявляют едва ли не всеобъемлющими и делают это открыто, с ощущением мнимого превосходства своего положения, с явным расчётом на внешнюю поддержку. Так, заявляя о «продолжительной стагнации в работе ОКК» (заявление № 23-18-2272 от 09.12.2020 г.) делегация Молдовы в ОКК ни словом не обмолвилась чем эта «стагнация» вызвана.
Между тем требования приднестровской стороны прекратить практику отказа от подписи актов военных наблюдателей четырёх сторон, докладов ОВК об обстановке в Зоне Безопасности, что прямо запрещается протоколом ОКК № 614 от 6 марта 2008 года, молдавской делегацией неизменно остаются проигнорированными.
При этом в заявлении № 23-18-2272 от 09.12.2020 г. имеет место совершенно немыслимая подтасовка норм, составляющих протокол ОКК № 614 от 6 марта 2008 года. Делается это явно для неподготовленной аудитории, преподносится как принятое решение, которое приднестровская сторона якобы нарушает.
Так, авторы молдавского заявления пишут, что приднестровская делегация в ОКК в своих доводах делает отсылку к пункту 2.1 протокола ОКК № 614 от 6 марта 2008 года - и это правда. Но далее молдавская делегация указывает, что, якобы, «на протяжении 12 лет, представители приднестровского региона игнорируют и блокируют реализацию пункта 2.8 (4) этого же протокола, предлагающего «определение порядка оформления, учёта и рассмотрения информации военных наблюдателей, которая не включается в акты из-за отсутствия консенсуса», тем самым препятствуя составлению правдивых еженедельных докладов».
Однако «пункт 2.8 (4)» – это не принятая норма, а лишь одно из предложений «украинской стороны по докладам ОВК об обстановке в Зоне Безопасности за периоды с 23 по 29 января 2008 г., с 6 по 12 февраля 2008 г., с 13 по 19 февраля 2008 г., с 20 по 26 февраля 2008 г.», рекомендованное ОВК для работы над изменениями и дополнениями в действующую Инструкцию военных наблюдателей.
Блокирует ли этот пункт приднестровская сторона? Однозначно НЕТ. Скорее блокирует молдавская сторона. Все эти годы молдавские коллеги безапелляционно настаивают на таком порядке оформления, учёта и рассмотрения информации военных наблюдателей, которым было бы предусмотрено включение в доклады ОВК об обстановке в Зоне Безопасности политических, административных, уголовных, гражданско-правовых, экономических, образовательных, финансовых, торговых и других проблем, которые не относятся к компетенции ОКК. Других мнений, включая прямые установления Соглашения 1992 года, молдавские коллеги не воспринимают категорически. Принцип простой – либо должно быть, как требует молдавская сторона, либо никак.
Но таких разъяснений молдавское заявление № 23-18-2272 от 09.12.2020 г. не содержит. У этого документа, судя по всему, совсем другие цели.
Есть другой аспект, на котором авторы молдавских заявлений делают акцент. Это, как ими указывается, «вопрос особой важности и не терпящий отлагательства, который касается грубейшего нарушение фундаментальных прав и свобод граждан – это работа правоохранительных органов Приднестровья по предупреждению и пресечению совершения преступлений, осуществляемая в Зоне Безопасности».
Ответ приднестровская делегация дала на этот вопрос исчерпывающий, однако молдавская сторона замечать его не желает. Также как не желает сообщить о десятках похищенных молдавскими спецслужбами приднестровских граждан непосредственно с территории Приднестровья, включая Зону Безопасности, некоторые из которых находятся в местах лишения свободы в РМ годами. Также как не желает прекращать уголовные дела, возбужденные в отношении должностных лиц Приднестровья, выполняющих свои должностные обязанности, которые не совпадают с молдавским законодательством. А ведь именно к этому призывают их все без исключения участники процесса урегулирования конфликта.
Таким же образом молдавская сторона не замечает предложений приднестровских коллег прекратить недостойные манипуляции с терминами, обозначающими стороны конфликта. В соответствии с Соглашением от 21 июля 1992 года место конфликта определено однозначно – Приднестровский регион Республики Молдова. Участники конфликта – конфликтующие стороны, которые в последующих документах подписями первых лиц этих Сторон обозначены как Республика Молдова и Приднестровье.
То, как болезненно реагируют на подобные замечания члены молдавской делегации, в том числе и в заявлениях № 23-18-1940 от 07.10.2020 г. и № 23-18-2272 от 09.12.2020 г., подчёркнуто продолжая апеллировать к географическому термину «Приднестровский регион Республики Молдова», как к имени собственному, говорит лишь о нежелании молдавской стороны идти на какие-либо компромиссы в принципе. Даже если при этом имеют место имиджевые потери для Республики Молдова.
Это часть претензий, заявленных в документах делегации РМ в ОКК № 23-18-1940 от 07.10.2020 г. и № 23-18-2272 от 09.12.2020 г., на которые нельзя не ответить. Надо признать, что в них имеются и другие требования, имеющие постоянный и односторонний обвинительный характер и на которые приднестровская делегация неоднократно давала развёрнутые ответы. Повторять их в очередной раз, вероятно, пока не стоит.
К сожалению, обвинительная риторика молдавской делегации, не отличаясь разнообразием, не предполагает никаких шагов навстречу. Это явно провокационная деятельность, которая должна быть прекращена. Вновь напоминаем молдавским коллегам – рамки компетенции ОКК определяются Соглашением 1992 года и не могут быть редактированы решением Комиссии. Блокирование же работы ОКК и её институтов не способствует эффективности переговорного процесса по урегулированию вооружённого конфликта, который миротворческая операция призвана поддерживать. Призываем молдавских коллег к корректности в оценке событий, в том числе и в работе самой Комиссии, а также ее военных институтов.
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья О. Л. Беляков
Члены делегации
ОКК от Приднестровья
С.Г.Кучерявенко
Р.В.Слободенюк
К. М. Калиненок
О. А. Обручков
П. В. Михайлов