Заявления и обращения делегации ПМР в ОКК
...........................................
 



В Объдиненную Контрольную Комиссию   
 
 
 
ЗАЯВЛЕНИЕ
О террористической атаке на 1 мсб ВК МС ПР 5 июня 2022 года
и возникших в связи с этим разногласиях в оценках произошедшего между делегациями ОКК
 
 
 
С большим сожалением делегация Приднестровья в ОКК восприняла ответ молдавских коллег на своё обращение № ОКК-107/Пр от 09.06.2022 г., из которого следует, что молдавская сторона достаточно поверхностно отнеслась к озабоченности делегации Приднестровья по поводу террористической атаки на 1 мсб ВК МС Приднестровья, имевший место 5 июня 2022 года и, более того, сделала очередную попытку использовать ситуацию в целях развития надуманной проблемы реформирования работы ОВК и военных наблюдателей в Зоне Безопасности и за её пределами.
Даже своим названием («О недопустимости внесения разногласий в деятельности Объединённого Военного Командования СМС») молдавское обращение № 23-14-1213 от 16 июня 2022 г. утверждает наличие таковых в деятельности ОВК и «назначает» виновной в таком положении дел приднестровскую сторону. Вопрос лишь в том – насколько верно утверждение молдавских коллег.
В этой связи, а также по причине несомненной опасности события, произошедшего 5 июня 2022 года, не только для Приднестровья, но и в целом для миротворческой операции на Днестре, возникла необходимость более детально рассмотреть возникшую ситуацию.
Прежде всего, обращаем внимание Объединённой Контрольной Комиссии на то, что документами Объединённого Военного Командования полностью подтверждается тот факт, что произошедшее нападение на 1 мсб ВК МС Приднестровья послужило основанием для предложения СВН ВК МС ПР провести внеплановое заседание ОВК в 09.00 5 июня 2022 года. Однако это не устроило СВН ВК МС РМ, и он предложил ОВК собраться позже (в 10.00), с чем остальным членам ОВК, в том числе и инициатору данного заседания пришлось согласиться. Предполагаем, что причины у молдавской стороны были веские и никого не обвиняем.
В тоже время вызывает недоумение, что акцент в молдавском обращении делается на то, что командование ВК МС ПР, якобы, не выезжало на место происшествия и не инициировало выезд группы военных наблюдателей для фиксации инцидента с последующим допуском правоохранительных органов на «миротворческий объект» для расследования происшествия, а лишь предложило провести внеплановое заседание ОВК СМС.
В данном случае приходится напомнить, что СВН ВК МС ПР на заседании ОВК кроме того, что довел информацию о совершенном в отношении подразделения СМС террористическом акте, ещё и документально распространил информацию с приложением фотографий выведенной из строя техники 1 мсб МС, дислоцирующегося в н. п. Владимировка (исх. № 27/1-46/655 от 5 июня 2022 года). Более того, он сообщил, что на месте происшествия работают следователи СК.
В связи с обвинительной риторикой в тексте молдавского документа возникает вопрос – что же неправильно было сделано в этом случае?
Вне Зоны Безопасности неизвестными было применено оружие, нанесён ущерб военной технике СМС, на место происшествия прибыли следователи, начали расследование. Именно об этом СВН ВК МС ПР и проинформировал ОВК, а также предложил обеспечить выезд военных наблюдателей для фиксирования всех обстоятельств происходящего на месте событий. Напоминаем, что военные наблюдатели четырёх сторон не наделены функцией проведения расследования происшествий, преступлений, не могут заниматься сбором доказательств, но актируют то, что наблюдают на объекте посещения, а также информацию, полученную в результате опросов участников или свидетелей события. Более того, согласно нормативным документам ОКК, работа военных наблюдателей в Зоне Безопасности либо вблизи неё вовсе не обязана предшествовать работе структур, проводящих расследование на месте происшествия. В этом контексте претензии членов молдавской делегации, обозначенные в обращении № 23-14-1213 от 16 июня 2022 года, не обоснованы.
Авторам молдавского обращения, судя по тексту документа, была непонятна информация, которую СВН ВК МС ПР довел на внеплановом заседании ОВК от 05.06.2022 г., а именно, в обращении авторы указывают: «не было понятно, что именно произошло на территории МСБ ВК МС ПР? Сколько было БПЛА и какого типа? Из какого направления они прилетели? Что было сброшено с БПЛА – самодельные взрывные устройства или гранаты? Какие последствия? Имеются какие-либо фото-, видео-материалы с места происшествия?».
Но ведь это как раз и есть работа военных наблюдателей, которые в рамках своей компетенции должны были бы поинтересоваться обстоятельствами террористической атаки: что прилетело, откуда, чем атаковали, какие последствия и т.д. по предъявленному молдавской делегацией списку. Поинтересоваться и закрепить актами.
Однако на предложение по выезду (так как случай неординарный) военных наблюдателей в 1 мсб МС за пределы Зоны Безопасности, СВН ВК МС РМ ответил отказом, мотивируя отказ тем, что выезд группы военных наблюдателей за пределы Зоны Безопасности противоречит руководящим документам ОКК и ОВК, что в последствии подтвердилось в его ответе по линии оперативных дежурных. Вряд ли это правильная позиция.
Поскольку авторы молдавского обращения приравняли террористический акт в отношении подразделения СМС с другими, не имеющими логической связи событиями в Зоне Безопасности в истории миротворческой операции, возникает необходимость сделать короткий комментарий.
Так, молдавские коллеги в своём обращении сделали акцент на то, что их неоднократные в течение ряда предшествующих лет требования о выезде военных наблюдателей за пределы Зоны Безопасности с целью документирования учений, стрельб, занятий воинских подразделений Приднестровья на военных полигонах, расположенных вне Зоны Безопасности, приднестровской стороной не исполнялись – совершенно не корректны.
Следует иметь в виду, что в таких случаях речь всегда шла о плановой учёбе и боевой подготовке личного состава ведомств на объектах за зоной ответственности СМС. Контроль боевой подготовки в силовых ведомствах сторон в ходе мероприятий на специально оборудованных полигонах не предусматривается полномочиями военных наблюдателей. Более того, они никак не могут угрожать миротворческой операции. 
Другое дело инцидент 5 июня 2022 года, выразившийся в прямой террористической атаке на миротворческий батальон одной из сторон участниц миротворческой миссии. Здесь очевидная прямая угроза миротворческому процессу, вполне возможно имеющая целью дестабилизацию обстановки в зоне приднестровского конфликта.
Также не вызывает понимания желание авторов молдавского обращения № 23-14-1213 от 16 июня 2022 г. напомнить приднестровской делегации, что Старший военный начальник ВК МС ПР 15 лет назад довёл до сведения ОВК СМС уведомление о сокращении миротворческого контингента Приднестровья. На самом деле такой спорный аргумент остаётся только демонстрацией желания молдавских коллег сократить участие Приднестровья в миротворческой операции.
На самом деле, молдавские коллеги отлично знают, что согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения 1992 года «Численный состав, статус, условия ввода и вывода воинских контингентов в зону конфликта определяются отдельным протоколом», что может быть осуществлено только «в соответствии с решениями Контрольной комиссии на основе консенсуса». Такого протокола в работе ОКК никогда не было и ссылаться на намерение СВН ПР, которое пятнадцать лет назад несомненно преследовало какие-то цели не стоит, так как оно не было реализовано решением Комиссии.
Кстати следует напомнить участникам работы ОКК, что нет также и протоколов ОКК о сокращении численности ВК МС РФ с 3200 военнослужащих до 500 и о прекращении полётной деятельности вертолётной эскадрильи МС РФ. Эти мероприятия в рамках трёхсторонней миротворческой операции также не реализовывались решением Комиссии.
Кроме того, сами члены молдавской делегации в ОКК в своём обращении утверждают, что согласно Инструкции, военные наблюдатели осуществляют свою деятельность в пределах Зоны Безопасности, а касательно контроля за ситуацией в прилегающих к районам конфликта местностям необходимо отдельное решение по меньшей мере на уровне ОВК СМС.
Именно в этом контексте СВН ВК МС ПР и обратился в ОВК с предложением направить военных наблюдателей на место террористического акта, но получил отказ молдавской стороны. Право СВН ВК МС РМ на такие действия понятно, не понятен мотив.
Выезд военных наблюдателей запрашивался не на документирование «ЧП», например, связанного с неосторожным обращением с оружием военнослужащих в каком-либо миротворческом подразделении, что, к сожалению, в истории миротворческой операции несколько раз имело место и с чем разбирались потом органы военной юстиции сторон без институтов ОКК, что было правильно. Военные наблюдатели в этот раз запрашивались в связи с нападением на одно из подразделений СМС.
Необходимо иметь в виду, что нахождение места дислокации 1-го мсб МС ПР вне зоны Безопасности является совершенно легитимным. Оно было определено Протоколом ОКК № 33 от 9 октября 1992 года – «в студенческом лагере 2,5 км юго-западнее н. п. Владимировка (92126)», что отражено в «Пояснительной записке к плану применения воинского контингента миротворческих сил в Зоне Безопасности», приложенной к Протоколу.
Ещё раз подчёркиваем, что ни в одном из документов ОКК или ОВК не определено, что в случае подобных произошедшему в 1 мсб МС Приднестровья (террористический акт) работа следственных органов должна производиться только в присутствии военных наблюдателей или после окончания их работы. 
В этой связи следственные органы Приднестровья имели полное право производить расследование самостоятельно. К сведению членов Объединённой Контрольной Комиссии, именно так и поступают следственные органы Республики Молдова в случае «ЧП» в молдавских миротворческих батальонах, находящихся к тому же (в отличие от 1 мсб МС Приднестровья) в Зоне Безопасности. Таким образом, ничто не мешало СВН ВК МС РМ согласиться с выездом военных наблюдателей по данному серьезному факту.
С предложениями молдавской делегации в ОКК действовать в строгом соответствии с п. 4.10 Протокола ОКК № 828 от 13.01.2017 г. с целью исключения подобных случаев и обеспечения своевременной, адекватной реакции на возможные происшествия в Зоне Безопасности, приднестровская делегация полностью согласна, но без дополнительных условий, предлагаемых молдавской стороной. Инструкция деятельности военных наблюдателей Объединённой Контрольной Комиссией в Протоколе ОКК № 828 от 13.01.2017 г. была исчерпывающе дополнена и необходимости любыми возможными способами исподволь «накачивать» её дополнительными опциями нет.
 
 
 
 
 
 
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья                                                                                 О. Л. Беляков
 
Члены делегации
Объединённой Контрольной
Комиссии от Приднестровья                                                      К.М. Калинёнок 
 
                                                                                                                    О.А. Обручков
 
                                                                                                                    П.В. Михайлов
 
                                                                                                                    Р.В. Слободенюк
 
                                                                                                                    С.Г. Кучерявенко
Место постоянного проведения заседания Объединенной Контрольной Комиссии
Дворец культуры им. П.Ткаченко
г. Бендеры, ул Ленина, 32
...............................
Контакты
г. Тирасполь
ул. Пушкина, д. 18, каб.209


Телефон: /Факс: 0-533-62660

E-mail:
pisma@okk.gospmr.org
...............................
Официальный сайт Делегации представителей в Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровской Молдавской Республики
Создание сайта "Веб-студия Тира"