В Объдиненную Контрольную Комиссию
ОБРАЩЕНИЕ
О выполнении обязанностей сторонами в миротворческой операции
Обращение делегации РМ в ОКК № 23-14-1260 от 22.06.2022 г. со звучным названием «О недопущении подмены Миротворческих Сил приднестровскими силовыми структурами», подготовленное в качестве ответа на заявление приднестровской делегации № ОКК-112/Пр от 16.06.2022 г. «О неприемлемом отношении отдельных членов молдавской делегации в ОКК к участию в руководящем органе миротворческой операции» в очередной раз подчёркивает правоту опасений приднестровской стороны, что наши оппоненты относятся к миротворческой операции на Днестре без должной ответственности.
Так, обвиняя приднестровскую сторону в «категорическом игнорировании, открытом отрицании и ревизионизме основных положений руководящих документов миротворческой операции», члены молдавской делегации просто огульно обвиняют приднестровскую делегацию в действиях, направленных, по сути, на развал миротворческой операции, оставляя при этом без внимания доводы, приднестровской стороны.
Так, якобы отвечая на заявление приднестровской делегации «О неприемлемом отношении отдельных членов делегации РМ к участию в ОКК» авторы обращения № 23-14-1260 от 22.06.2022 г. именно этот аспект оставляют без какого-либо внимания, но в очередной раз тиражируют набор своих необоснованных обвинений в адрес делегации Приднестровья в попытках ревизии порядка проведения миротворческой операции.
Например, рассуждая о том, что руководство Приднестровья вводя уровни террористической опасности в связи с реальными террористическими атаками (при этом как бы не замечая, что атакованы были органы управления Приднестровья, радиоретрансляционный центр в результате чего уничтожено дорогостоящее оборудование, аэродромы, военный комиссариат, «минирования» социально значимых объектов и т.д.) и делая акцент на том, что при этом в актах, которыми вводились уровни террористической опасности, не упоминается миротворческий процесс, Зона Безопасности, ОКК, СМС, ОВК СМС и ОКК.
Между тем, именно этим предложением члены молдавской делегации на самом деле прямо дезавуируют собственные обвинения в адрес приднестровских коллег подтверждая, что ОКК, его институты отвечают за стабильность и безопасность на вверенной им территории. С этой точки зрения уместны ли были бы упоминания этих институтов в акте управления стороны?
С другой стороны, как по воле молдавской стороны себя проявила ОКК в случаях террористических атак в виде многочисленных «минирований» школ, медучреждений, объектов культуры, административных зданий в Зоне Безопасности хорошо известно – никак. Все требования приднестровской делегации направить военных наблюдателей на места происшествий такого рода молдавской стороной неизменно отвергались под предлогом – будет установлен факт минирования, будет и согласие на выезд военных наблюдателей. А ведь каждый такой звонок, по сути, форма диверсии. В большинстве стран подобное является уголовно наказуемым деянием.
Судя по содержанию обращения делегации РМ в ОКК № 23-14-1260 от 22.062022 г., по мнению молдавских коллег, весьма избирательно относящихся к террористическим угрозам в Зоне Безопасности, и, тем более, на объектах СМС, расположенных на прилежащих к ней территориях, руководящие документы ОКК не всегда обязательны к исполнению, но всегда являются хорошим предлогом для упрёков в адрес приднестровских коллег.
Иначе, как можно объяснить отказ молдавской стороны от выезда военных наблюдателей в 1 мсб ВК МС ПР, дислоцированный за пределами Зоны Безопасности и подвергшийся террористической атаке неизвестными лицами, выразившейся в бомбардировке объектов СМС с участием БПЛА.
Более того, авторы молдавского обращения столь же необоснованно осуждают приднестровскую делегацию за констатацию объективного существующего факта попыток придания молдавской стороной явного политического оттенка работе Комиссии. Так, члены молдавской делегации бурно возмущаются в ответ на замечания приднестровских коллег о необходимости уважительного отношения к своим оппонентам по переговорному и соратникам по миротворческому процессам.
В частности, когда речь заходит о реально существующей границе между Молдовой и Приднестровьем, к созданию которой молдавская сторона столь же причастна, как и приднестровская, поскольку Приднестровье окружено фискальными, таможенными, полицейскими постами, миграционными бюро. Члены молдавской делегации в ОКК забывая, что в состав МВД РМ входят не только названные бюро, но и пограничная полиция, крайне отрицательно отзываются о наличии приднестровских пограничных структур в Зоне Безопасности, которые постоянно подвергаются уничижительным и порою нецензурным выпадам со стороны отдельных членов делегации Молдовы.
Главный аргумент здесь – «приднестровская государственность» не признана мировым сообществом. Но это не значит, что её нет. Есть две стороны, не согласные с мнением друг друга, они ведут переговоры, но в этом процессе не может быть места для чванства и откровенного хамства в адрес оппонентов. Приднестровская сторона такого не допускает. Впрочем, политические вопросы к компетенции ОКК не относятся.
В обращении делегации РМ в ОКК № 23-14-1260 от 22.06.2022 г. имеется ещё один акцент, который не может быть оставлен без возражения. Так, рассуждая о наличии в Зоне Безопасности вооружённых сотрудников силовых структур Приднестровья авторы задаются вопросом: «до каких пор они будут обострять ситуацию и устрашать население в Зоне Безопасности?»
Приднестровская делегация вынуждена заявить, что поскольку террористические атаки имели место в Зоне Безопасности, в районах, территориально отнесённых к Приднестровью, граждане Приднестровья не поняли бы руководство, в случае непринятия даже таких элементарных мер для обеспечения их безопасности. Молдавская делегация прекрасно это понимает, но уж очень повод удобен для очередных обвинений в адрес Приднестровья. Несмотря на то, что это опасная ситуация – зафиксировать нападение на СМС не позволим, но при этом громко заявим своё возмущение принимаемыми защитными мерами.
Так же интересен тезис молдавского обращения об отсутствии аргументов у приднестровской стороны по поводу «необходимости в введённых дополнительных силах и средствах, практически подменяющих Совместные Миротворческие Силы, и требовании их немедленного вывода из Зоны Безопасности». Каким образом патрули правоохранительных органов Приднестровья, находящиеся в приднестровской части Зоны Безопасности и воспринимаемые приднестровцами с благодарностью, подменяют СМС?
Наверное, стоит подумать – сколько необходимо дополнительно миротворцев, чтобы помимо службы на постах СМС совместно с правоохранителями обеспечить патрулирование городов и населённых пунктов Приднестровья (Молдова террористическим атакам не подвергалась). Тут явно необходимо решать вопрос о восстановлении численности ВК МС РФ сокращённом на 3000 человек в одностороннем порядке без решения ОКК, до установленной штатной положенности.
Также вызывает недоумение то, что вопрос, предлагаемый приднестровской делегацией в повестку дня заседания ОКК о ежедневных полётах в том числе над Зоной Безопасности БПЛА неустановленного происхождения, которые уже трижды осуществляли бомбардировки объектов на территории Приднестровья, в том числе и объекта воинской части СМС, по неведомой причине сильно смущает молдавскую делегацию.
Настолько сильно, что в обращении № 23-14-1260 от 22.06.2022 г. отдельной обструкции подвергается то, что приднестровская сторона повторно предлагает (не настаивает) обсудить его после категорического отказа 9.06.2022 г. молдавских коллег включать его в повестку дня.
Но разве это запрещено Регламентом ОКК? Кстати, молдавская делегация, когда считает необходимым, именно таким образом едва ли не годами буквально «продавливала» свои предложения в повестку дня заседаний ОКК, при этом не редко вообще путём блокирования работы Комиссии по принципу – пока вопрос не будет включен в повестку дня – ОКК работать не будет потому, что молдавская делегация считает предлагаемый ею вопрос крайне важным для себя.
Помимо этого, просто невозможно не остановиться на тезисе из обращения делегации РМ № 23-14-1260 от 22.06.2022 г.:
- «комментируя извещение СВН ВК IIP о выводе 1 мсб из состава СМС, заявил, что по данному вопросу нет решения ОКК, при этом умолчал, что такого же решения нет и на ввод дополнительных сил в Зону безопасности. Характерно, что и в первом, и во втором случаях решение принималось приднестровской стороной в одностороннем порядке».
Во-первых, вопрос о выводе 1 мсб ВК МС ПР из состава СМС не был принят ОКК, несмотря на то, что имело место соответствующее извещение в ОВК. Во-вторых, 1 мсб ВК МС ПР из состава ОКК выведен не был. В-третьих, несмотря на обращение в ОКК высшего военного руководства РФ о сокращении ВК МС РФ Комиссия тоже решения не принимала. В-четвёртых, что касается патрулей правоохранительных органов в связи с терактами в Приднестровье, то по причине, указанной выше, они несут службу во всех местах, где имеется угроза безопасности граждан, в том числе и в зоне ответственности миротворческой операции.
С событиями 2003 года, когда молдавская сторона выставила на «несуществующей границе» с Приднестровьем свои фискально-таможенные посты в Зоне Безопасности и ввела для них вооруженную охрану из подразделений батальона «Фулджер», а затем после продолжительных дискуссий не только на ОКК, но и в высших эшелонах власти сторон всё-таки сняла её, оставив тем не менее, посты на «несуществующей границе» ситуация 2022 года не имеет ничего общего.
Кроме того, обращаем внимание делегаций, участвующих в работе ОКК, что в Районе с повышенным режимом безопасности г. Бендеры до сих пор находятся подразделения силовых структур РМ, имеющие штатное вооружение и значительную численность личного состава. Эти подразделения являются очень беспокоящим фактором для жителей г. Бендеры, наиболее пострадавшего от боевых действий в июне-июле 1992 года. В связи с этим приднестровская делегация в ОКК с самого начала миротворческой операции поднимала вопрос об их выводе из г. Бендеры. Этот вопрос был предметом обсуждения на ОКК, носившего порой крайне острый характер в течение десятилетий.
Считаем важным напомнить, в первую очередь молдавским коллегам, что в ходе многочисленных дискуссий на заседаниях Комиссии по этой теме, главным и исчерпывающим аргументом в пользу молдавской позиции неизменно было утверждение членов молдавской делегации, что вопросы размещения и вывода этих подразделений не относятся к компетенции ОКК и «они будут выведены из РПРБ г. Бендеры только когда будет соответствующая «отмашка» от руководства стороны».
Иные варианты решения молдавская делегация (повторяем – десятилетиями) отвергала категорически, нередко сопровождая дискуссию скандалами, угрозами, откровенно хамским поведением и всем остальным набором столь же сомнительных доводов в свою пользу. Вопрос вывода этих силовых подразделений из города Бендеры не решён до настоящего времени.
На основании изложенного предлагаем коллегам заняться совместной конструктивной работой по выполнению задач, поставленных перед ОКК Соглашением 1992 года, которые имеют мало точек соприкосновения с озабоченностями объявляемыми порой молдавской делегацией.
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья О. Л. Беляков
Члены делегации
Объединённой Контрольной
Комиссии от Приднестровья К.М. Калинёнок
О.А. Обручков
П.В. Михайлов
Р.В. Слободенюк
С.Г. Кучерявенко