В Объдиненную Контрольную Комиссию
ЗАЯВЛЕНИЕ
О несоответствии действительности обращения молдавской
делегации в ОКК по поводу совместных военных учений НА РМ
и НАТО вблизи Зоны Безопасности
(ответ на обращение делегации РМ в ОКК № 23-14-1945
от 28.09.2022 года)
Делегация Приднестровья в ОКК вынуждена вновь вернуться к вопросу проведения военных учений «Огненный щит-2022», проведённых подразделениями Вооружённых сил РМ, Румынии и США в сентябре 2022 года на Военно-учебной базе Национальной Армии Республики Молдова вблизи н. п. Булбоака Новоаненского района. Причиной тому является обращение делегации РМ в ОКК № 23-14-1945 от 28 сентября 2022 года, обвиняющее делегацию Приднестровья в ОКК в якобы преднамеренном искажении «некоторых информаций» и введении в заблуждение общественности.
Прежде всего, приднестровская делегация отмечает, что молдавское обращение лишь демонстрирует нежелание коллег вникнуть в суть обеспокоенностей приднестровской стороны военными учениями, которые реально вызывают тревогу населения Левобережья Днестра, как заявленным составом их участников, так и местом проведения, и применяемым вооружением, а также намеренно представляет в ложном свете суть происходящих вблизи Зоны Безопасности событий.
Остаётся лишь сожалеть, что выражение приднестровской делегацией вполне обоснованных обеспокоенностей в связи с артиллерийскими стрельбами непосредственно у границы Зоны Безопасности, авторы молдавского обращения объясняют имеющими «целью отведения внимания от систематических нарушений режима Зоны Безопасности, совершаемых в одностороннем порядке представителями различных силовых структур приднестровского региона, что привело на сегодняшний день к блокированию работы ОКК и установленного механизма осуществления миротворческой операции».
Чем обоснована такая трактовка событий в Зоне Безопасности членами делегации РМ в ОКК? Здесь необходимо повторить некоторые ранее приводимые приднестровской стороной доводы.
Во-первых, молдавская сторона указывает на введение в апреле 2022 года на всей территории Приднестровья повышенных мер безопасности в связи с объявлением красного, а затем жёлтого кода террористической угрозы. Такое решение повлекло за собой выставление на ключевых транспортных магистралях (дорожных развязках) Приднестровья укреплённых блокпостов силовых структур с вооружёнными стрелковым оружием сотрудниками. В Зоне Безопасности эти меры принимались с привлечением сил, и средств, в ней же дислоцированных.
Напоминаем, что вызваны эти меры были фактами подрыва антенных систем в радиоцентре у н. п. Маяк (около 20 противотанковых мин), обстрелом здания МГБ Приднестровья в г. Тирасполе из ручных гранатомётов, бомбардировками с помощью БПЛА взрывными устройствами военных объектов Приднестровья и воинской части ВК МС ПР вблизи Зоны Безопасности, попыткой поджога военного комиссариата в г. Тирасполе, а также ложными сообщениями (10-20 раз в сутки) о «минировании» административных зданий, школ, больниц, культурно-развлекательных центров. Это ли не причина для принятия доступных мер безопасности в условиях крайней нестабильности в регионе?
Обращение же молдавских коллег на заседаниях ОКК при обсуждении принятых в Приднестровье мер безопасности к доводам о том, что на территории Республики Молдова тоже действует режим «ЧП», введённый с целью обеспечения энергетической и продовольственной безопасности страны, но посты при этом якобы не выставляются, более чем не убедительны. Не оспаривая наличия режима «ЧП» в Молдове всё же считаем уместным заметить, что террористические атаки, направленные против людей и прямо угрожающие их жизни – это угроза далеко не одного порядка с угрозой продовольственной и энергетической безопасности, связанной с экономическим кризисом, охватившим всю Европу.
Во-вторых, блокирование работы ОКК и установленного механизма осуществления миротворческой операции на самом деле являются продуктом не приднестровской, а именно молдавской делегации в ОКК, не желающей учитывать особенности текущего момента, но упорно стремящейся чётко обозначить в документах миротворческой операции якобы попытку слома миротворческих механизмов приднестровской стороной.
Не секрет, что именно молдавская (не приднестровская) сторона отказывается обсуждать любые проблемы Зоны Безопасности и принимать руководящие указания по их разрешению до тех пор, пока не будут согласованы указания по конкретному интересующему молдавскую сторону вопросу, причём в редакции близкой к их предложениям.
Такой диктат недопустим и прямо запрещён Регламентом ОКК, устанавливающим, что решения принимаются Комиссией только на основании консенсуса. Но молдавской делегацией Регламент намеренно нарушается, да ещё и сопровождается настойчивыми предложениями отказаться от принципа консенсуса в работе ОКК.
В-третьих, недоумение вызывает аргумент молдавских коллег, что якобы «манипуляцией приднестровской делегации в ОКК» является тезис о том, что военные учения «Огненный щит-2022» проводились в «зоне конфликта». Авторы молдавского обращения верно заметили, что «зона конфликта» чётко определена «Соглашением о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», подписанного 21 июля 1992 года. Только они перепутали его с термином «Зона Безопасности».
Более чем очевидным является то, что название Соглашения говорит само за себя – в нём абсолютно не двусмысленно «Приднестровский регион Республики Молдова» обозначен зоной вооруженного конфликта, а Зона Безопасности в приднестровском регионе, как на левом, так и на правом берегу Днестра действительно обозначена решением ОКК конкретными координатами, определяющими её периметр и она не включает в себя всю зону конфликта. Таким образом, Бульбокский полигон входит в зону конфликта и расположен вблизи Зоны Безопасности. Приднестровская делегация отмечает – не стоит выдумывать то, что имеет абсолютно точную характеристику в базовых документах ОКК.
В-четвёртых, что касается обвинения в якобы «полной дезинформации и пустословии», изложенных в заявлении делегации Приднестровья
№ ОКК-174/Пр от 22.09.2022 г., столь жёстко критикуемом членами молдавской делегации, то этому следует уделить особое внимание.
Так, 28 июля 2022 года в ОКК было рассмотрено обращение молдавской делегации № 23-14-1490 «О соблюдении сторонами основных принципов миротворческой операции и недопущения обострения обстановки в Зоне Безопасности во время отпускного периода в ОКК».
Данная инициатива действительно предполагала договорённость членов всех делегаций ОКК воздержаться от проведения учений и других мероприятий военного характера в Зоне безопасности и вблизи неё, изменив свои планы боевой учёбы на период перерыва в работе Комиссии и в связи со сложной обстановкой в регионе. Инициатива была поддержана российской и приднестровской делегациями.
И именно в нарушение этой договорённости в сентябре 2022 года на Военно-учебной базе Национальной Армии Республики Молдова вблизи н. п. Булбоака Новоаненского района состоялись военные учения «Огненный щит-2022» с артиллерийскими стрельбами, проведённые подразделениями Вооружённых сил РМ, Румынии и США, которые вызвали обеспокоенность граждан Приднестровья.
Эта обеспокоенность вполне ожидаемо нашла своё отражение в заявлении приднестровской делегации. Речь идёт о конкретной договорённости в конкретные сроки не проводить мероприятий военной направленности вблизи Зоны Безопасности.
Молдавская сторона, таким образом, «скорректировала» боевую подготовку своих коллег по Соглашению 1992 года, но не стала вносить поправки в свои планы. При этом возмущение членов делегации Молдовы в ОКК вызвало указание на это обстоятельство в заявлении приднестровской делегации.
В доказательство факта наличия в заявлении приднестровской делегации «полной дезинформации и пустословия» авторы молдавского обращения сочли возможным привести форменный «отчёт» о всех проведённых приднестровской стороной в Зоне Безопасности и вблизи неё мероприятиях военно-учебного характера за более чем полтора года (в период с 01.01.2021 г. по 09.09.2022 г.). Соотношение получилось интересным: одно учение подразделений Вооружённых сил РМ, Румынии и США в сентябре 2022 года и более ста учений подразделений Приднестровья за прошедшие год и восемь месяцев.
Более того, в «отчёт» включены не только мероприятия, действительно имевшие место, при этом огульно объявленные как прошедшие без предварительного уведомления ОВК, но и те, что молдавской стороной просто предполагались, но на самом деле не имевшие места.
Таким образом, претензии молдавских коллег на самом деле односторонние и не обоснованы по существу.
В очередной раз приднестровская делегация предлагает Объединённой Контрольной Комиссии прекратить искусственное блокирование работы по руководству СМС и поддержанию мира и безопасности в зоне своей ответственности.
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья О. Л. Беляков
Члены делегации
Объединённой Контрольной
Комиссии от Приднестровья К.М. Калинёнок
О.А. Обручков
П.В. Михайлов
Р.В. Слободенюк
С.Г. Кучерявенко