В Объдиненную Контрольную Комиссию
ОБРАЩЕНИЕ
О мерах безопасности в связи с объявлением
жёлтого уровня террористической угрозы
(ответ на обращение делегации РМ в ОКК № 23-14-2070 от 13.10.2022 года)
Делегация Республики Молдова в ОКК распространила обращение № 23-14-2070 от 13.10.2022 года, содержащее ряд циничных спекуляций по поводу дорожно-транспортного происшествия со смертельных исходом на территории Приднестровья.
Предлогом для демарша молдавской делегации в ОКК послужил трагический случай, произошедший 8 октября 2022 года в г. Рыбница, когда водитель автомобиля марки «WV» совершил наезд на железобетонный блок, находящийся возле блокпоста милиции по улице Кирова. В результате ДТП водитель автомобиля погиб, а женщина-пассажир получила тяжёлые телесные повреждения.
Приднестровская делегация считает, что спекулировать такой бедой, как гибель человека, аморально и неприемлемо поскольку, оценку произошедшему могут давать только правоохранительные органы, а не ОКК, которая на такие действия не уполномочена.
Трудно согласиться с необоснованным мнением, что житель Рыбницы не знал о наличии в родном городе блокпоста с ограничителями движения, который в числе других был выставлен за шесть месяцев до происшествия, то есть ещё в апреле 2022 года.
Прежде чем «назначать» в случившейся беде виновных в виде блокпостов на ключевых дорожных развязках, следует всё же задуматься о том, что именно послужило причиной объявления в Приднестровье «красного/ жёлтого» уровня террористической опасности. А это всё же были террористические акты в апреле-мае 2022 года.
Вынуждены напомнить, что Приднестровье тогда подверглось ряду террористических атак, а именно – подрыв и уничтожение противотанковыми минами ТМ-62 передающих антенн «Маяк» ОАО ПРТТ, совершённых 26 апреля 2022 (взорвалось 10 из 20 заложенных террористами противотанковых мин); неудавшаяся попытка подрыва ангара № 3 с охлаждающей системой ОАО ПРТТ «Маяк» при помощи беспилотного летательного аппарата; бомбардировки при помощи БПЛА аэродромов в г. Тирасполе и в н.п. Воронково, воинской части в н.п. Парканы (в Зоне Безопасности), 1 мсб ВК МС ПР в н.п. Владимировка; обстрел здания МГБ Приднестровья из гранатомётов; попытка поджога здания Тираспольского военного комиссариата; многочисленные телефонные «минирования» по всей территории Приднестровья, включая Зону Безопасности.
Так что у приднестровской стороны были все основания обеспокоиться происходящим и принять разумные меры для обеспечения безопасности населения.
Следует напомнить, что Молдова не сталкивалась с подобными чрезвычайными происшествиями в последние годы. Тем не менее, на территории РМ происходит ускоренная милитаризация, выражающаяся в постоянных военных учениях с участием стран НАТО, поставках иностранного вооружения, развитие военной инфраструктуры, увеличении расходов на армию и безопасность. Всерьёз ведутся дискуссии о мобилизации и отказе от закреплённого в конституции принципа нейтралитета.
В этой связи считаем необоснованными отсылки молдавской делегации к историческому обострению, спровоцированному в 2003 году незаконным введением в Зону безопасности вооружённого спецподразделения «Фулджер». Тогда молдавская сторона руководствовалась намерением защиты выставленных в одностороннем порядке таможенных постов, являющихся частью инициативно обустроенной РМ пограничной инфраструктуры, т.е. полноценной госграницы в Зоне безопасности.
Напоминаем также, что, когда молдавская сторона считает необходимым она, не спрашивая никого усиливает свои существующие контрольные посты, например, каждым летом в зоне отдыха в районе н.п. Вадул-луй-Водэ.
Спекуляции о «состоянии страха и паники» приднестровского населения оставим на совести молдавской делегации, явно выдающей желаемое за действительно. По факту, посты в ЗБ являются легитимной мерой по поддержанию общественной безопасности и спокойствия, с пониманием воспринимаемой абсолютным большинством населения в ЗБ и за её пределами.
В этой связи приднестровская делегация считает, что оценку следует давать не «односторонним действиям» приднестровской стороны, принявшей в связи с террористической угрозой после бомбардировок и взрывов на всей территории Приднестровья, включая Зону Безопасности, элементарные меры защиты населения, что, как считают молдавские коллеги, привело к трагедии на одном из блокпостов в г. Рыбница, а оценку следует давать блокирующим действиям молдавской делегации по «замораживанию» нормальной работы ОКК в попытках обвинить приднестровскую сторону в попрании ранее принятых в рамках ОКК решений. В этой связи подчёркиваем, что приднестровская делегация не отказывается от диалога по вопросу постов, неоднократна выступало с конструктивными письменными и устными предложениями, а также поддержала ряд предложений российской стороны. Однако именно молдавская делегация блокирует принятие консенсусного решения ОКК, постоянно ужесточая собственную позицию, как то было на предыдущих заседаниях комиссии. Даже в этих условиях саботажа и циничных спекуляций со стороны делегации РМ обсуждение продолжается, что свидетельствует об искренней заинтересованности приднестровской стороны в достижении компромисса.
К тому же, в заключение приднестровская делегация в ОКК напоминает, что Протокол № 574 от 15.02.2007 г., на который ссылаются авторы молдавского заявления № 23-14-2070 от 13.10.2022 г., не содержит предписывающих норм по вопросу выставления дополнительных постов силовых структур сторон.
Призываем все стороны миротворческого процесса к конструктивному диалогу.
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья О. Л. Беляков
Члены делегации
Объединённой Контрольной
Комиссии от Приднестровья К.М. Калинёнок
О.А. Обручков
П.В. Михайлов
Р.В. Слободенюк
С.Г. Кучерявенко