В Объдиненную Контрольную Комиссию
ЗАЯВЛЕНИЕ
О необоснованном и произвольном употреблении понятия «провокация» членами молдавской делегации в ОКК применительно
к делегации Приднестровья и злоупотреблении
в толковании событий в Зоне Безопасности
(Ответ на заявление № 23-14-2291 от 16.11.2022 г.)
Заявлением № 23-14-2291 от 16.11.2022 г. молдавская делегация в ОКК необоснованно обвинила делегацию Приднестровья в ОКК в якобы «искажении реальных событий и фактов, имевших место в Зоне Безопасности, с целью «оправдания» провокационных действий приднестровских силовых структур в зоне ответственности СМС».
Сразу следует заметить, что подобного рода декларации полностью не соответствуют действительности.
Обвиняя приднестровскую сторону в подмене сути ранее принятых ОКК и ОВК решений, которые позволили стабилизировать обстановку в Зоне Безопасности в начальный период миротворческой операции, молдавские коллеги не вспоминают, что на самом деле имело место в этот начальный период.
Например, принятое ОКК и ОВК решение о размещении миротворческого подразделения из состава воинского контингента РФ в н. п. Варница не выполнено до сих пор. Это произошло в связи с тем, что молдавская сторона в лице вооружённых полицейских РМ и, к сожалению, миротворцев РМ, угрожая применением оружия, не пропустили российских миротворцев к месту дислокации, назначенному ОКК в н. п. Варница, который, кстати сказать, в то время официально являлся частью города Бендеры.
Зато позже без решения ОКК в Варнице появилось крупное вооружённое подразделение МВД РМ.
Также есть решение о выводе так называемой «туберкулёзной тюрьмы» (ОЩ 29/12 МЮ РМ) из РПРБ г. Бендеры. Но это пенитенциарное учреждение до сих пор находится в городе. Более того, несмотря на то, что есть решение ОКК об обязательном уведомлении ОКК и ОВК о необходимости транспортировки осужденных и подследственных в/из РПРБ г. Бендеры (в пенитенциарное учреждение и из него), бесконтрольные провозы спецконтингента в РПРБ г. Бендеры молдавской стороной продолжаются до сих пор.
Это не единственные случаи несоблюдения молдавской делегацией в ОКК ранее принятых решений. Однако, с точки зрения молдавской делегации в ОКК, подобные действия провокацией не являются и ровным счётом никак не дестабилизируют обстановку в Зоне Безопасности.
А вот пограничники, которые во всех странах Европы являются правоохранительными органами и по классификации ОБСЕ входят в правоохранительную систему, как её часть, при выполнении своих служебных обязанностей, по утверждению членов молдавской делегации – «имитируют бурную деятельность, повсеместно нарушая режим Зоны Безопасности, провоцируя в ней разного рода инциденты».
Но только так ли это?
Сотрудник молдавской полиции вместе с бывшим комбатантом, участником «наведения конституционного порядка» в Приднестровье во время войны 1992 года, покупают машину дров в приднестровском лесничестве и вывозят их по накладной с указанным местом разгрузки в недалеко расположенном населённом пункте Приднестровья. При этом им никто не препятствует.
Однако едут они за десятки километров от лесничества на территорию, находящуюся под контролем РМ, пытаясь при этом объехать пункты пропуска. Вполне ожидаемо их задерживают приднестровские пограничники. Именно это авторы молдавского заявления называют провокацией приднестровских «пограничных войск», которые дестабилизируют обстановку в Зоне Безопасности.
Что ожидало молдавских нарушителей? По большому счёту ничего страшного. Передача в таможенные органы Приднестровья, штраф, уплата пошлины за товар и дальнейшее следование в РМ. Однако всё пошло по-другому. Практически моментально к месту задержания машины стали стягиваться сотрудники молдавской полиции, нетрезвые комбатанты (явно настроенные к организации потасовки) и командир миротворческого батальона ВК МС РМ.
Правильно написано в молдавском заявлении – никто не уполномочивал молдавского миротворца «проводить какие-либо разбирательства по упомянутому инциденту». Он и не проводил. Он просто в нём участвовал.
Кто на самом деле занимался провокацией - вполне очевидно. И досадная ошибка в тексте приднестровского заявления по этому поводу при указании фамилии офицера ВК МС РМ, активно участвовавшего в «разрешении ситуации», сути дела не меняет. Даже если молдавские коллеги называют это «измышлением» приднестровской делегации. Было именно так. Молдавская сторона нарушила действующий порядок и привела ситуацию к конфликту.
Следует отметить – то, на что обращают внимание представителей от РФ, Украины и Миссии ОБСЕ в ОКК авторы молдавского заявления, то есть «на серьезность последствий провокационных действий тираспольских «пограничных структур», продолжение которых способно привести к очередной эскалации напряженности в Зоне Безопасности и к последующей дискредитации деятельности Совместных Миротворческих Сил» с точки зрения объективности не может не вызвать у участников работы ОКК самых серьёзных сомнений.
Кроме того, обращаем внимание на то, что молдавские коллеги в последнее время много времени уделяют не только приднестровским пограничникам, но и наличию в Зоне Безопасности с апреля 2022 года блокпостов силовых ведомств Приднестровья, выставленных в связи с возросшими угрозами террористических актов на мирных объектах и объявлением в Приднестровье «жёлтого» уровня террористической опасности.
Тесно увязывая посты пограничников и указанные блокпосты, молдавская сторона в ОКК со 2 июня 2022 года жёстко заблокировала нормальную работу Комиссии требованием принять решение в редакции, предложенной молдавской делегацией и осуждающей вынужденные действия Приднестровья по обеспечению безопасности своего населения.
По мнению молдавских коллег, блокпосты якобы пугают граждан, мешают их свободному передвижению в Зоне Безопасности (наверное, речь идёт о незаконном вывозе дров из Приднестровья).
При этом молдавская делегация постоянно возвращает ОКК к событиям начала 2000-х годов, когда в Зону Безопасности РМ ввела вооружённые подразделения «ФУЛДЖЕР» для защиты выставленных таможенных постов РМ на линии разграничения с Приднестровьем. Молдова вывела эту вооружённую охрану при участии ОКК приблизительно через месяц. Вот эту ситуацию молдавские коллеги сравнивают сегодня с текущей ситуацией в Зоне Безопасности.
Такое сравнение как минимум некорректно. Не согласованная в то время с ОКК и ненужная защита таможенных постов РМ, на которые никто не собирался нападать, и защита населения от террористической угрозы в текущем году просто несопоставимы. В апреле-мае 2022 года Приднестровье подверглось бомбардировкам, в том числе взрывные устройства были сброшены в Зоне Безопасности, а также на 1-й мсб ВК МС Приднестровья. Было уничтожено дорогостоящее оборудование, атакован центр управления одной их силовых структур Приднестровья. При этом по счастливой случайности не погибли люди.
Приднестровская делегация не считает возможным при таких условиях полагать принятые меры по обеспечению безопасности населения и объектов, в том числе и в Зоне Безопасности, виновным действием, которое должно быть осуждено ОКК.
Комиссия была проинформирована делегацией Приднестровья в ОКК о принимаемых мерах так быстро, как это позволила обстановка. В том числе участники работы ОКК получили заверения, что блокпосты будут сняты сразу, как только угроза террористических атак исчезнет.
А вот то, что Объединённая Контрольная Комиссия по надуманным причинам не может приступить к полноценной работе в Зоне Безопасности, а значит нет законных оснований для возобновления заседаний рабочих групп, потому что протоколы ОКК не закрыты подписями участников – это плохо.
В этом приднестровская делегация полностью согласна с молдавскими коллегами – необходимо «вернуться к плодотворному диалогу, отказаться от конфронтационных подходов, риторик и вольных интерпретаций, а также не допускать действий, искусственно нагнетающих обстановку в работе ОВК и ОКК», в связи с чем призываем участников работы Комиссии принять меры к прекращению блокады нормальной работы руководящего органа миротворческой операции.
Сопредседатель
Объединенной Контрольной Комиссии
от Приднестровья О. Л. Беляков
Члены делегации
Объединённой Контрольной
Комиссии от Приднестровья К.М. Калинёнок
О.А.Обручков
П.В. Михайлов
Р.В. Слободенюк
С.Г. Кучерявенко